Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Виды ненаучного познания примеры. В чем сходства и различия научного и ненаучного познания

Наряду с научным, существуют также и различные виды ненаучного познания. Оно не укладывается в стро­гие рамки научного мышления, его язык, стиль и мето­ды. В принципе, ненаучное познание доступно всякому мыслящему человеку. Оно обладает специфическими осо­бенностями и функциями в общественной жизни. Много­образие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духов­ной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Бла­годаря различным способам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувст­вами и ухом музыканта. Его можно постигать глазами художника и скульптора, да и просто с позиций рядово­го человека.

Кроме научного существует еще и обыденное позна­ние. Иногда его называют «повседневным», «житейским» мышлением. В нем отражаются ближайшие, непосредст­венные условия существования людей - природная сре­да, быт, экономические и иные процессы, в которые каж­дый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является называемый здравый смысл, вклю­чающий элементарные верные сведения о мире. Они по­лучаются человеком в ходе своей повседневной жизни и служат целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку необходимо знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что к оголенному электропроводнику притра­гиваться небезопасно и т.д.

Этот вид познания включает в себя не только про­стейшие знания о внешнем мире, но и убеждения и идеа­лы человека, фольклор как кристаллизацию опыта по­знания мира. Обыденное познание «схватывает» про­стейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу много красной рябины - то к хо­лодной зиме и т.д. Однако в рамках повседневного по­знания люди в состоянии приходить и к глубоким обоб­щениям и выводам, которые касаются отношения к дру­гим социальным группам, к политическому строю, к го­сударству и т.д.

Обыденное познание, особенно современного челове­ка, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику и т.п.

Мифологическое познание возникло в древнейшие времена как сознание рода, когда еще не было индивиду­ального человека. То была как бы заря человеческого бытия, когда человек еще жил в дремотном состоянии и трезвый день самосознания еще не наступил. Миф есть в основном эмоционально-образное восприятие мира, ска­зание, легенда и предание. В нем имеет место очеловечи­вание сил внешней природы, над которыми человек еще не властен и которые ему непонятны и даже враждебны. Первобытный миф был верой в сверхъестественное, в бо­гов как всемогущих и бессмертных, но все же земных существ. Мир - это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их по­единков и пиршеств.

Из древней мифологии до нас дошли наивные пред­ставления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и Мрак, как появились первые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о храни­теле подземного царства Тартаре, о златокудром Апол­лоне, о могучей Афине и других божествах. Сохрани­лось и предание о Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжелые муки.

Мифологический способ мышления оказался весьма живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах. Примером этого может быть и миф о коммуниз­ме, выразивший древнюю мечту человечества о «золотом веке» как обществе равенства и социальной справедли­вости. Элементы мифотворчества имеют место и в созна­нии современного российского общества. Это обусловле­но острыми социально-экономическими проблемами и ес­тественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.

Древние мифы оставили не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали богатую пищу для искусства, для последующе­го развития религиозного мышления.

Религиозное познание представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс представ­лений о мире. В основе религии лежит вера в сверхъесте­ственное - в Бога как творца мира. Религиозное мыш­ление основано на обладающих якобы безусловной ис­тинностью догмах. В христианстве основной догмой яв­ляется положение о присутствии божественного в зем­ном, о сотворении всего Богом. По сути дела, религиоз­ное познание - это богопознание. В его рамках сфор­мировалась религиозная картина, которая наложила ог­ромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. С позиций науки, религия есть, по выражению А.Уайтхеда, «полет за недостижимым», за призрачным. Однако религию было бы совершенно несправедливым рассматривать всего лишь как воплоще­ние некоей глупости и невежества. Религия - это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей иного, более чело­вечного мира, нежели этот земной мир.

Религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они возникли как выражение сла­бости человека и поэтому содержат в себе вымысел, фан­тазию. Однако религия в познании мира и объяснении его причин и оснований выходит за пределы этого зем­ного мира. Она мысленно создает мир сверхъестественно­го и объясняет с этой позиции развитие природы, обще­ства и человека. В религии имеет место рациональное мышление, используемое для обоснования идеи бытия Бога в мире. Напротив, мифология - это, по словам К.Маркса, «бессознательно-художественная» переработ­ка явлений внешнего мира и общественной жизни.

Художественное познание также есть одно из прояв­лений ненаучного постижения мира человеком. Оно пред­ставляет собой «мышление образами» (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства. Художест­венный образ является в данном случае основным сред­ством познания мира. Назначение же искусства состоит в том, чтобы выражать эстетическое отношение человека к миру, открывать в нем гармонию и красоту. Художест­венное познание в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комичес­кое и трагическое, возвышенное, низменное и т.д. Важ­нейшим видом искусства принято считать художествен­ную литературу. По мысли Л.М.Леонова, она есть «опе­режающая совесть общества», тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было достигну­то именно в художественной литературе - в произведе­ниях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писате­лей. Каждый вид искусства имеет на вооружении свои средства познания мира: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.


Похожая информация.


Главной задачей науки является получение новых объективных знаний о мире и человеке. Деятельность учёных - это сложный твор­ческий процесс, главными принципами которого являются правила, сформулированные знаменитым мыслителем Декартом в XVII веке, «… которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное»:

  1. «Никогда не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и пред­убеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».
  2. «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевид­ности.
  3. Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно даёт сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следо­вать синтез. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному.
  4. И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, сле­дует контролировать отдельные этапы работы.

Философы выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический . На эмпирическом уровне происходит опытно-экс- перимент^льное исследование вещей и процессов. Здесь чувствен­ное познание преобладает над рациональным. Изучаемые предметы и вещи отражаются поверхностно. Объективные факты выявляются в результате экспериментов и наблюдений со стороны очевидных связей.

Методами эмпирического познания являются:

^ наблюдение - это целенаправленное систематическое вос­приятие объекта, доставляющее первичный материал для на­учного исследования;

^ сравнение - представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними;

^ эксперимент - метод исследования объекта, при котором ис­следователь (экспериментатор) активно воздействует на объ­ект, создаёт искусственные условия, необходимые для выяв­ления определённых его свойств. Результатом эмпирического уровня научного познания является эмпирический (научный) факт.

На теоретическом уровне субъект познания использует абстракт­ное мышление. С его помощью изучается суть вещей, процессов, устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне про­исходит объяснение изучаемых явлений, обобщаются понятия в ка­тегориях, формулируются принципы и законы, создаются научные теории, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.

Методами теоретического познания являются:

^ анализ - разделение целого на части и изучение каждой из них в отдельности;

^ синтез - соединение разрозненных частей в единый объект;

^ идеализация - мысленное отвлечение от одних свойств пред­мета и выделение других его свойств. Результатом абстрагиро­вания являются абстракции - понятия, категории, содержани­ем которых являются существенные свойства и связи явлений;

^ выдвижение гипотез - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений;

^ формализация - знаковое моделирование.

Основными принципами научного познания являются:

1. Принцип причинности - всё в мире связано друг с другом при­чинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.

  1. Принцип истинности научного знания, то есть содержание полученных знаний, должно соответствовать содержанию объекта познания. Универсальным критерием истинности знания является общественно-историческая практика.
  2. Принцип относительности научного знания - любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возмож­ностями людей в данный момент времени.

Формы организации научного знания:

Научный закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Он выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Научная теория - это систематизированное описание, объяс­нение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определённых областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых ги­потез. Примерами научных теорий являются классическая механика И. Ньютона, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электро­магнитная теория Дж. К. Максвелла, специальная теория относи­тельности, хромосомная теория наследственности и т. п.

Научная концепция (парадигма) - определённый способ понима­ния, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руково­дящая идея для их освещения; конструктивный принцип в научной, технической и других видах деятельности. Представляет собой ком­плекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из друго­го, систему путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.

Кроме научного познания люди широко используют ненаучные формы познания: это донаучное, паранаучное, лженаучное, антина­учное, религиозное, познание средствами искусства и др. (см. таб­лицу 11).

Таблица 11

Формы познания

Научное - объективное, системно организованное, обоснованное, формализованное знание Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не форма­лизуется и не описывается законами
Эмпирический уровень

Наблюдение;

Эксперимент;

Описание

Результаты:

Эмпирические зако­номерности

Теоретический уровень

Индукция (от частного к общему);

Дедукция (от общего к частному);

Анализ (разложение целого на части)

Синтез (соединение отдельных знаний в единое целое)

Результаты:

Гипотезы;

Научные законы;

Донаучное - предпосылки научного знания Паранаучное - несовме­стимое с имеющимся на­учным знанием Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действи­тельности

Религиозное - основано на вере, носителем абсо­лютной истины является Бог

Познание средствами ис­кусства - основано на соз­дании художественных об­разов действительности

Обществознание 10 класс

Тема: Ненаучное познание

Представить себе это нельзя, а по­нять можно.

Л.Д. Ландау

Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания;

развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения;

воспи­тывать объективное отношение к субъективным понятиям.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Ход урока

I . Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

    Мифология.

    Жизненный опыт.

    Народная мудрость.

    Паранаука.

    Искусство.

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны со­общения, а задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.

II . Политинформация .

Политика, экономика, культура.

III . Проверка домашнего задания

Терминологический диктант.(, истина, дедукция, индукция, научное

познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)

Карточки для слабых учащихся. Меньшаев И. Шайхутдинов, Каюмова, Рамазанова.

Соотнести термины и определения.

1Эмпирический уровень

Относящийся к реальной действительности или ее описаниям

2 Дедукция

Соответствие мысли предмету.

3Научное познание

установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок

4Теоретический уровень

движение знания от единичных утверждений к общим положениям

5Истина

Д Мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование формулирование совокупности научных выводов

6Индукция

Е движение знания от общего к частному.

IV . Изучение нового материала
1. Мифология

(Сообщение учащегося.)

Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представле­ний о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творче­ство. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для ми­рового искусства.

Особенности мифологического мышления:

    неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака,происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;

    замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);

    все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспро­изведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объ­яснение настоящего или будущего.

Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного чело­века.

Можно выделить следующие группы мифов:

ИКТ. (1 слайд.)

    мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);

    мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);

    мифы о судьбе и роке (Эдип, Актеон, Кефал, Сизиф);

    мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);

    мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).

А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф,(работа с учебником стр.125.) определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический).

Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.

2. Жизненный опыт. Слово учителя.

Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.

Практическое знание - это усвоение социального опыта не толь­ко с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне дейст­вовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сна­чала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.

Этот вид знаний передается во время непосредственного об­щения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.

Духовно-практическое знание - это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религи­озные заповеди. В классе всегда есть я христиане, мусульмане.

-(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 за­поведи.)

ИКТ (2 слайд)

    В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».

    В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».

    В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

    В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».

    В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».

    В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».

Главная общая мысль выше приведенных цитат - все люди рав­ны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».

3. Народная мудрость Слово учителя

(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисци­плинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся.)

Сообщение Садриева Римма.

Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поко­ление важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или дос­товерностью.

Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыс­лу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой прак­тический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тру­жеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».

Как вы думаете, каковы причины этого феномена.

- (Ответ.Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкрет­ ного автора.)

4. Паранаука

(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки.)

Ахмадеева Лиля, Зиннатов Руслан.

Слово учителя .

Итак, паранаука - околонаучное знание.

Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.

(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)

Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.

Сложности и трудности научного познания порождают как фе­номены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нор­мализации обмена веществ).

5. Искусство

Искусство использует для познания художественный образ и вы­ражает эстетическое отношение к действительности.

Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспри­нимает произведение искусства.

ИКТ (3 слайд_)

-(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.

Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).

А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и оде­жде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в дей­ствительности.

Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?

V . Закрепление изученного материала

ИКТ.(4 слайд)

    Напишите эссе на одну из следующих тем:

    На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).

    Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, ко­торое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?

    Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дай­те им оценочное суждение.

    Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.

(Учитель собирает эссе для проверки.)

VI Домашнее задание

11, вопросы и задания стр.124- 126

И разума, признанных наукой в качестве основных , позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы :

  • интуицию;
  • остроумие;
  • веру;
  • мистическое озарение.

Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.

Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. Например, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), который во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Тем не менее решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Очевидно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе и ненаучных форм познания.

Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.

Научное и ненаучное познание

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Научное и ненаучное познание
Рубрика (тематическая категория) Философия

Познание можно разделить на научное и ненаучное, а последнее - на донаучное, обыденное и вненаучное, или паранаучное.

Донаучное познание - это исторический этап в развитии по знания, предшествующий научному познанию. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на базе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности.

Обыденное и паранаучное познание существуют наряду с научным.

Обыденным, или житейским, называется познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует её средства - методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюдаемых явлениях природы, нравственных отношениях, принципах воспитания и т.п. Особую группу обыденных знаний составляют так называемые народные науки˸ народная медицина, метеорология, педагогика и др.
Размещено на реф.рф
Овладение этими знаниями требует длимого обучения и немалого опыта, в них содержатся практически полезные, проверенные временем знания, но это не науки в полном смысле слова.

К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, действительности не совместимое с наукой. Это так называемые оккультные науки˸ алхимия, астрология, магия и др.

Наука – система проверенных на практике объективных знаний со своими методами, способами обоснования знаний.

Наука – социальный институт, совокупность учреждений, организаций, занимающихся выработкой новых знаний.

Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования.

Таким образом, основные стороны бытия науки - это˸

1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания;

2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему;

3. социальный институт со всей своей инфраструктурой˸ организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации;

4. особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности˸

1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.
Размещено на реф.рф
Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, ᴇᴦο необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.

Научное и ненаучное познание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Научное и ненаучное познание" 2015, 2017-2018.

© 2024 Тайны непознанного