Виды ненаучного познания примеры. В чем сходства и различия научного и ненаучного познания
Наряду с научным, существуют также и различные виды ненаучного познания. Оно не укладывается в строгие рамки научного мышления, его язык, стиль и методы. В принципе, ненаучное познание доступно всякому мыслящему человеку. Оно обладает специфическими особенностями и функциями в общественной жизни. Многообразие форм и способов познания мира свидетельствует о неисчерпаемом богатстве интеллектуальной и духовной культуры человека, о совершенстве его способностей и огромном потенциале возможностей и перспектив. Благодаря различным способам познания окружающий мир можно воспринимать по-разному: не только глазами и умом ученого, но и сердцем верующего человека, чувствами и ухом музыканта. Его можно постигать глазами художника и скульптора, да и просто с позиций рядового человека.
Кроме научного существует еще и обыденное познание. Иногда его называют «повседневным», «житейским» мышлением. В нем отражаются ближайшие, непосредственные условия существования людей - природная среда, быт, экономические и иные процессы, в которые каждый человек включен каждодневно. Ядром обыденного познания является называемый здравый смысл, включающий элементарные верные сведения о мире. Они получаются человеком в ходе своей повседневной жизни и служат целям ориентации в мире и его практического освоения. Известно, например, что человеку необходимо знать о том, что вода при нагревании до 100 градусов закипает, что к оголенному электропроводнику притрагиваться небезопасно и т.д.
Этот вид познания включает в себя не только простейшие знания о внешнем мире, но и убеждения и идеалы человека, фольклор как кристаллизацию опыта познания мира. Обыденное познание «схватывает» простейшие, лежащие на поверхности связи бытия: если птицы стали летать низко над землей - значит быть дождю; если в лесу много красной рябины - то к холодной зиме и т.д. Однако в рамках повседневного познания люди в состоянии приходить и к глубоким обобщениям и выводам, которые касаются отношения к другим социальным группам, к политическому строю, к государству и т.д.
Обыденное познание, особенно современного человека, включает в себя и элементы научных знаний. Однако оно развивается стихийно, и поэтому соединяет в себе не только здравый смысл, но и предрассудки, верования, мистику и т.п.
Мифологическое познание возникло в древнейшие времена как сознание рода, когда еще не было индивидуального человека. То была как бы заря человеческого бытия, когда человек еще жил в дремотном состоянии и трезвый день самосознания еще не наступил. Миф есть в основном эмоционально-образное восприятие мира, сказание, легенда и предание. В нем имеет место очеловечивание сил внешней природы, над которыми человек еще не властен и которые ему непонятны и даже враждебны. Первобытный миф был верой в сверхъестественное, в богов как всемогущих и бессмертных, но все же земных существ. Мир - это арена деятельности и соперничества богов, а человек есть преимущественно зритель их поединков и пиршеств.
Из древней мифологии до нас дошли наивные представления о том, как мир возникал из темного Хаоса, как рождались Земля и Небо, Ночь и Мрак, как появились первые живые существа - боги и люди. Сохранились сказания о всемогущем Зевсе и титане Океане, о хранителе подземного царства Тартаре, о златокудром Аполлоне, о могучей Афине и других божествах. Сохранилось и предание о Прометее, который похитил у богов огонь и подарил его людям, но был в наказание за это прикован к скале и обречен на тяжелые муки.
Мифологический способ мышления оказался весьма живуч и проявил себя в многочисленных социальных мифах. Примером этого может быть и миф о коммунизме, выразивший древнюю мечту человечества о «золотом веке» как обществе равенства и социальной справедливости. Элементы мифотворчества имеют место и в сознании современного российского общества. Это обусловлено острыми социально-экономическими проблемами и естественным стремлением людей найти быстрые и менее болезненные пути и способы решения этих проблем.
Древние мифы оставили не только сам образный стиль мышления и эмоционально окрашенное мировосприятие. Они дали богатую пищу для искусства, для последующего развития религиозного мышления.
Религиозное познание представляет собой мышление догмами и включает в себя сложный комплекс представлений о мире. В основе религии лежит вера в сверхъестественное - в Бога как творца мира. Религиозное мышление основано на обладающих якобы безусловной истинностью догмах. В христианстве основной догмой является положение о присутствии божественного в земном, о сотворении всего Богом. По сути дела, религиозное познание - это богопознание. В его рамках сформировалась религиозная картина, которая наложила огромный отпечаток на мировоззрение людей и духовную культуру человечества. С позиций науки, религия есть, по выражению А.Уайтхеда, «полет за недостижимым», за призрачным. Однако религию было бы совершенно несправедливым рассматривать всего лишь как воплощение некоей глупости и невежества. Религия - это одна из важнейших форм духовного опыта человечества, в которой воплощены искания людей иного, более человечного мира, нежели этот земной мир.
Религия и мифология как формы духовного освоения мира очень близки. Они возникли как выражение слабости человека и поэтому содержат в себе вымысел, фантазию. Однако религия в познании мира и объяснении его причин и оснований выходит за пределы этого земного мира. Она мысленно создает мир сверхъестественного и объясняет с этой позиции развитие природы, общества и человека. В религии имеет место рациональное мышление, используемое для обоснования идеи бытия Бога в мире. Напротив, мифология - это, по словам К.Маркса, «бессознательно-художественная» переработка явлений внешнего мира и общественной жизни.
Художественное познание также есть одно из проявлений ненаучного постижения мира человеком. Оно представляет собой «мышление образами» (В.Г.Белинский), воплощенное в различных формах искусства. Художественный образ является в данном случае основным средством познания мира. Назначение же искусства состоит в том, чтобы выражать эстетическое отношение человека к миру, открывать в нем гармонию и красоту. Художественное познание в искусстве осуществляется с помощью таких понятий, как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное, низменное и т.д. Важнейшим видом искусства принято считать художественную литературу. По мысли Л.М.Леонова, она есть «опережающая совесть общества», тончайший инструмент для постижения духовного мира человека. Неудивительно, что глубокое проникновение в этот мир и было достигнуто именно в художественной литературе - в произведениях О.Бальзака, Ф.М.Достоевского и других писателей. Каждый вид искусства имеет на вооружении свои средства познания мира: звук в музыке, пластический образ в скульптуре, зрительно воспринимаемый образ в живописи, рисунок в графике и т.д.
Похожая информация.
Главной задачей науки является получение новых объективных знаний о мире и человеке. Деятельность учёных - это сложный творческий процесс, главными принципами которого являются правила, сформулированные знаменитым мыслителем Декартом в XVII веке, «… которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное»:
- «Никогда не принимать ничего на веру, в чём с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчётливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».
- «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего её разрешения». Расчленяя сложное на простое, мы достигаем очевидности.
- Разложения сложного на простое недостаточно, поскольку оно даёт сумму раздельных элементов, но не прочную связь, создающую из них сложное и живое целое. Поэтому за анализом должен следовать синтез. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному.
- И, наконец, чтобы избежать спешки, матери всех ошибок, следует контролировать отдельные этапы работы.
Философы выделяют два уровня научного познания: эмпирический и теоретический . На эмпирическом уровне происходит опытно-экс- перимент^льное исследование вещей и процессов. Здесь чувственное познание преобладает над рациональным. Изучаемые предметы и вещи отражаются поверхностно. Объективные факты выявляются в результате экспериментов и наблюдений со стороны очевидных связей.
Методами эмпирического познания являются:
^ наблюдение - это целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования;
^ сравнение - представляет собой метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними;
^ эксперимент - метод исследования объекта, при котором исследователь (экспериментатор) активно воздействует на объект, создаёт искусственные условия, необходимые для выявления определённых его свойств. Результатом эмпирического уровня научного познания является эмпирический (научный) факт.
На теоретическом уровне субъект познания использует абстрактное мышление. С его помощью изучается суть вещей, процессов, устанавливаются причинно-следственные связи. На этом уровне происходит объяснение изучаемых явлений, обобщаются понятия в категориях, формулируются принципы и законы, создаются научные теории, в которых раскрывается сущность познаваемых объектов.
Методами теоретического познания являются:
^ анализ - разделение целого на части и изучение каждой из них в отдельности;
^ синтез - соединение разрозненных частей в единый объект;
^ идеализация - мысленное отвлечение от одних свойств предмета и выделение других его свойств. Результатом абстрагирования являются абстракции - понятия, категории, содержанием которых являются существенные свойства и связи явлений;
^ выдвижение гипотез - выдвижение и обоснование некоторых предположений, с помощью которых можно дать объяснение тем эмпирическим фактам, которые не укладываются в рамки прежних объяснений;
^ формализация - знаковое моделирование.
Основными принципами научного познания являются:
1. Принцип причинности - всё в мире связано друг с другом причинно-следственными связями, и задача науки - установить эти связи.
- Принцип истинности научного знания, то есть содержание полученных знаний, должно соответствовать содержанию объекта познания. Универсальным критерием истинности знания является общественно-историческая практика.
- Принцип относительности научного знания - любое научное знание всегда относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени.
Формы организации научного знания:
Научный закон - это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Он выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Научная теория - это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений; попытка целостного представления закономерностей и существенных свойств определённых областей действительности, возникающая на базе широко подтверждаемых гипотез. Примерами научных теорий являются классическая механика И. Ньютона, теория биологической эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная теория Дж. К. Максвелла, специальная теория относительности, хромосомная теория наследственности и т. п.
Научная концепция (парадигма) - определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; конструктивный принцип в научной, технической и других видах деятельности. Представляет собой комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, систему путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.
Кроме научного познания люди широко используют ненаучные формы познания: это донаучное, паранаучное, лженаучное, антинаучное, религиозное, познание средствами искусства и др. (см. таблицу 11).
Таблица 11
Формы познания
Научное - объективное, системно организованное, обоснованное, формализованное знание | Ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами | |
Эмпирический уровень
Наблюдение; Эксперимент; Описание Результаты: Эмпирические закономерности |
Теоретический уровень
Индукция (от частного к общему); Дедукция (от общего к частному); Анализ (разложение целого на части) Синтез (соединение отдельных знаний в единое целое) Результаты: Гипотезы; Научные законы; |
Донаучное
- предпосылки научного знания Паранаучное - несовместимое с имеющимся научным знанием Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки Антинаучное
- утопичное и сознательно искажающее представление о действительности
Религиозное - основано на вере, носителем абсолютной истины является Бог Познание средствами искусства - основано на создании художественных образов действительности |
Обществознание 10 класс
Тема: Ненаучное познание
Представить себе это нельзя, а понять можно.
Л.Д. Ландау
Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания;
развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения;
воспитывать объективное отношение к субъективным понятиям.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Ход урока
I . Организационный момент
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
Мы рассмотрим следующие вопросы:
Мифология.
Жизненный опыт.
Народная мудрость.
Паранаука.
Искусство.
Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны сообщения, а задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.
II . Политинформация .
Политика, экономика, культура.
III . Проверка домашнего задания
Терминологический диктант.(, истина, дедукция, индукция, научное
познание, эмпирический уровень, теоретический уровень.)
Карточки для слабых учащихся. Меньшаев И. Шайхутдинов, Каюмова, Рамазанова.
Соотнести термины и определения.
1Эмпирический уровень | Относящийся к реальной действительности или ее описаниям |
2 Дедукция | Соответствие мысли предмету. |
3Научное познание | установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок |
4Теоретический уровень | движение знания от единичных утверждений к общим положениям |
5Истина | Д Мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование формулирование совокупности научных выводов |
6Индукция | Е движение знания от общего к частному. |
IV
.
Изучение нового материала
1. Мифология
(Сообщение учащегося.)
Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представлений о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творчество. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для мирового искусства.
Особенности мифологического мышления:
неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака,происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;
замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);
все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспроизведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объяснение настоящего или будущего.
Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного человека.
Можно выделить следующие группы мифов:
ИКТ. (1 слайд.)
мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);
мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);
мифы о судьбе и роке (Эдип, Актеон, Кефал, Сизиф);
мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);
мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).
А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф,(работа с учебником стр.125.) определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический).
Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.
2. Жизненный опыт. Слово учителя.
Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.
Практическое знание - это усвоение социального опыта не только с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне действовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сначала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.
Этот вид знаний передается во время непосредственного общения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.
Духовно-практическое знание - это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религиозные заповеди. В классе всегда есть я христиане, мусульмане.
-(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 заповеди.)
ИКТ (2 слайд)
В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».
В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».
В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».
В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».
В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».
В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».
Главная общая мысль выше приведенных цитат - все люди равны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».
3. Народная мудрость Слово учителя
(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисциплинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся.)
Сообщение Садриева Римма.
Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поколение важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или достоверностью.
Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыслу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой практический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тружеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».
Как вы думаете, каковы причины этого феномена.
- (Ответ.Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкрет ного автора.)
4. Паранаука
(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки.)
Ахмадеева Лиля, Зиннатов Руслан.
Слово учителя .
Итак, паранаука - околонаучное знание.
Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.
(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)
Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.
Сложности и трудности научного познания порождают как феномены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нормализации обмена веществ).
5. Искусство
Искусство использует для познания художественный образ и выражает эстетическое отношение к действительности.
Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспринимает произведение искусства.
ИКТ (3 слайд_)
-(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.
Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины).
А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и одежде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в действительности.
Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?
V . Закрепление изученного материала
ИКТ.(4 слайд)
Напишите эссе на одну из следующих тем:
На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).
Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, которое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?
Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дайте им оценочное суждение.
Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.
(Учитель собирает эссе для проверки.)
VI Домашнее задание
11, вопросы и задания стр.124- 126
И разума, признанных наукой в качестве основных , позволяющих получить новое знание, выделяют и ненаучные способы :
- интуицию;
- остроумие;
- веру;
- мистическое озарение.
Интуиция — способность получить новое знание «по наитию», «в озарении». Обычно ее связывают с бессознательным.
Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне. Например, как в случае с Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907), который во сне увидел принцип построения Периодической системы элементов. Тем не менее решение проблемы в интуитивном познании приходит не само собой, а на основе прошлого опыта и в процессе напряженных размышлений над проблемой. Очевидно, что человек, серьезно не занимающийся проблемой, никогда не решит ее путем «озарения». Поэтому интуиция находится на границе и ненаучных форм познания.
Остроумие - творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении. Большая часть теорий (как и научных изобретений) основана именно на тонких и остроумных решениях. Остроумие по своим механизмам принадлежит к способам художественного познания мира.
Научное и ненаучное познание
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Научное и ненаучное познание |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Познание можно разделить на научное и ненаучное, а последнее - на донаучное, обыденное и вненаучное, или паранаучное.
Донаучное познание - это исторический этап в развитии по знания, предшествующий научному познанию. На этом этапе складываются некоторые познавательные приемы, формы чувственного и рационального познания, на базе которых формируются более развитые виды познавательной деятельности.
Обыденное и паранаучное познание существуют наряду с научным.
Обыденным, или житейским, называется познание, основанное на наблюдении и практическом освоении природы, на накопленном многими поколениями жизненном опыте. Не отрицая науку, оно не использует её средства - методы, язык, категориальный аппарат, однако дает определенные знания о наблюдаемых явлениях природы, нравственных отношениях, принципах воспитания и т.п. Особую группу обыденных знаний составляют так называемые народные науки˸ народная медицина, метеорология, педагогика и др.
Размещено на реф.рф
Овладение этими знаниями требует длимого обучения и немалого опыта, в них содержатся практически полезные, проверенные временем знания, но это не науки в полном смысле слова.
К вненаучному (паранаучному) относится познание, претендующее на научность, использующее научную терминологию, действительности не совместимое с наукой. Это так называемые оккультные науки˸ алхимия, астрология, магия и др.
Наука – система проверенных на практике объективных знаний со своими методами, способами обоснования знаний.
Наука – социальный институт, совокупность учреждений, организаций, занимающихся выработкой новых знаний.
Научное познание – высокоспециализированная дейтельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их эффективного использования.
Таким образом, основные стороны бытия науки - это˸
1. сложный, противоречивый процесс получения нового знания;
2. результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему;
3. социальный институт со всей своей инфраструктурой˸ организация науки, научные учреждения и т. п.; нравственность науки, профессиональные объединения ученых, финансы, научное оборудование, система научной информации;
4. особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.
Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности˸
1. Основная задача - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных, законов самого познания, мышления и др.
Размещено на реф.рф
Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, ᴇᴦο необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.
Научное и ненаучное познание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Научное и ненаучное познание" 2015, 2017-2018.