Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Минерва, римская богиня. Мифология древнего Рима — Минерва Комплекс минервы

Гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).

Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.

Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .

В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.

Напишите отзыв о статье "Минерва"

Примечания

Литература

  • Минерва, италийская богиня // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Минерва

– Ладно, пусть будет по твоему, – легко согласилась я, так как теперь уже и мне это казалось правильным.
– Скажите, Арно, а как выглядела ваша жена? – осторожно начала я. – Если вам не слишком больно об этом говорить, конечно же.
Он очень удивлённо взглянул мне в глаза, как бы спрашивая, откуда вообще мне известно, что у него была жена?..
– Так уж получилось, что мы увидели, но только самый конец... Это было так страшно! – тут же добавила Стелла.
Я испугалась, что переход из его дивных грёз в страшную реальность получился слишком жестоким, но «слово не птичка, вылетело – не поймаешь», менять что-то было поздно, и нам оставалось только ждать, захочет ли он отвечать. К моему большому удивлению, его лицо ещё больше осветилось счастьем, и он очень ласково ответил:
– О, она была настоящим ангелом!.. У неё были такие дивные светлые волосы!.. И глаза... Голубые и чистые, как роса... О, как жаль, что вы её не увидели, мою милую Мишель!..
– А у вас была ещё дочь? – осторожно спросила Стелла.
– Дочь? – удивлённо спросил Арно и, поняв, что мы видели, тут же добавил. – О, нет! Это была её сестра. Ей было всего шестнадцать лет...
В его глазах вдруг промелькнула такая пугающая, такая жуткая боль, что только сейчас я вдруг поняла, как сильно страдал этот несчастный человек!.. Возможно, не в силах перенести такую зверскую боль, он сознательно отгородил себя стеной их былого счастья, стараясь помнить только светлое прошлое и «стереть» из своей памяти весь ужас того последнего страшного дня, насколько позволяла ему это сделать его раненая и ослабевшая душа...
Мы попробовали найти Мишель – почему-то не получалось... Стелла удивлённо на меня уставилась и тихо спросила:
– А почему я не могу её найти, разве она и здесь погибла?..
Мне показалось, что нам что-то просто мешало отыскать её в этом «этаже» и я предложила Стелле посмотреть «повыше». Мы проскользнули мысленно на Ментал... и сразу её увидели... Она и вправду была удивительно красивой – светлой и чистой, как ручеёк. А по её плечам золотым плащом рассыпались длиннющие золотые волосы... Я никогда не видела таких длинных и таких красивых волос! Девушка была глубоко задумчивой и грустной, как и многие на «этажах», потерявшие свою любовь, своих родных, или просто потому, что были одни...
– Здравствуй, Мишель! – не теряя времени, тут же произнесла Стелла. – А мы тебе подарок приготовили!

# Убеждения

Минерва - римская и этрусская богиня мудрости, творчества, внутренних навыков и ремесел. Была покровительницей ремесленников, всех людей, чьи руки следовали за их умом. Само имя «Минерва» происходит от древнего корня «ум». На картинке выше Богиня Минерва изображена с ее священным оливковым деревом. На ней одета эгида, которая является нагрудником со змеями по краям, и сова, как головной убор, которая идентифицирует ее как богиню смерти и глубочайших тайн.

Чему учит Богиня?

Минерва пришла, чтобы сказать тебе: «Настало время изучить свои убеждения и изменить их, если они не идут на строительство твоей целостности». Старые, изношенные, нездоровые мысли подрывают твою жизнь, твою энергию и твое счастье. Веришь ли ты в то, что другие люди думают и/или говорят о тебе? Может быть ты все еще живешь, опираясь на травмирующий опыт негативных ситуаций, который ты получила в детстве от своих родителей или опекунов? Чему ты скорее поверишь: худшему или лучшему о себе? Не слишком ли жестки твои убеждения, чтобы они не препятствовали твоему развитию и, напротив, даже поддерживали его?

Мы все рождаемся с историей. Это наш выбор, хотим ли мы прожить историю, с которой мы родились или создать новую. Богиня Минерва говорит, что целостность обогащается тогда, когда ты видишь себя со всеми своими частями, как темными, так и светлыми, и выбираешь те убеждения, которые будут служить твоему высшему благу.

Ритуал Богини: Что у меня в чердаке?

Найди время и место, где и, когда тебя никто и не что не потревожит. Сядь или ляг с прямой спиной и закрой глаза. Открой священное пространство и зажги свечу. Сделай глубокий вдох: вдыхай воздух во все части своего тела, позволяя ему наполнить тебя, как будто ты на воздушном шаре. Когда почувствуешь, что абсолютно заполнена, выдохни. Сделай еще один глубокий вдох и выдохни.

Закрой глаза и ощути, почувствуй или увидь лестницу, ведущую на чердак. Это может быть чердак, который хорошо тебе знаком, или тот, который ты придумаешь сама. Поднимись по лестнице. В верхней части лестницы есть дверь. На тебе подвеска с резным старинным ключом. Возьми этот ключ и открой им дверь. Ты входишь в комнату: на одной из стен расположены полки. Посмотри на полки и найди там коробку с надписью «убеждения».

Возьми коробку и открой ее, там находятся твои убеждения. Засунь руку в коробку, вытащи одно убеждение и изучи его. После того, как закончишь изучение, и будешь довольна результатом, задай себе вопрос: «Приносит ли это убеждение мне великую пользу/целостность?» Если ты ответишь «да», положи его обратно в коробку и возьми еще одно. Если ты ответишь «нет», то измени убеждение на то, которое будет служить тебе, которое принесет тебе приятные ощущения. Повтори свое новое убеждение несколько раз и почувствуй, что оно погружается в твое сердце, в твое сознание. Позволь себе ощутить радость от того, что у тебя есть эта новая вера.

Когда закончишь, положи новое улучшенное убеждение обратно в коробку и поставь ее на полку. Закрой дверь на чердак своим ключом. Спускайся вниз по лестнице. Когда спустишься, у подножия лестницы сделай глубокий вдох и медленно выдыхая, возвращайся в свое тело. Закрой

Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.

Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.

Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.

Богиня Юнона

Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]

Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.

Богиня Минерва покровительница ремесел. Кроме Юпитера и Юноны, в храме на Капитолии чтили еще одно божество — Минерву. Все вместе они образовывали Капитолийскую триаду (троицу). Юпитер покровительствовал Римскому государству, Юнона — семье, а главной обязанностью Минервы была забота о городских ремесленниках и ремеслах. Все мастера, будь то оружейники или ткачи, кораблестроители или гончары, издавна считали богиню своей покровительницей. Но когда в Риме стали развиваться науки, искусства, литература, под покровительство Минервы попали и люди художественного и умственного труда — поэты, ученые, скульпторы, живописцы, учителя. Не случайно символом мудрости стала птица этой богини — сова. До сих пор мы иногда говорим: «Сова Минервы вылетает в сумерках», желая сказать, что лучшие мысли приходят или вечером, когда ничто от них не отвлекает, или в «сумерки жизни», то есть в старости, когда человек приобретает мудрость и жизненный опыт.

Целительница и победительница. Минерва также считалась покровительницей врачей. Она помогала им исцелять болезни и называлась в этом случае Минерва Медика. Все это делало Минерву очень похожей на греческую Афину, и постепенно римляне стали считать, что это одна и та же богиня. Как и Афину, ее часто изображали в полном вооружении, в панцире и шлеме, а со временем стали считать богиней, приносящей победу, и именовать Минерва Виктрикс («Победоносная»).

Праздник Минервы. Богине Минерве был посвящен праздник Квинкватрии, который справлялся пять дней, начиная с девятнадцатого марта. Первый день этого праздника был днем мастеров, потому что люди, занимавшиеся разными ремеслами, молили богиню о помощи в их деле — ведь, как писал римский поэт Овидий, «тем, кто умолит ее, мудрость Паллада пошлет». Овидий перечисляет многих ремесленников, которые должны молиться этой богине, и среди них называет учителей:

Также и учителя, хоть ваш доход ненадежен, Помните: учеников вам она новых дает.

Для учителей этот день был радостным вдвойне: ученики в праздник не посещали занятий, как это бывает и сейчас, но зато вручали своим наставникам плату за обучение, которую называли по имени этой богини — минервал.

Первый день праздника, когда праздновалось рождение богини, был исключительно мирным. В это время нельзя было вести военные действия, так как богине была неугодна кровь, и в жертву приносили не животных, а молоко, лепешки и мед; да и все развлечения этого дня носили мирный характер — это были выступления поэтов и актеров. Но уже на второй день характер праздника менялся — в честь богини устраивалось излюбленное римское зрелище, гладиаторские бои. Как писал Овидий, «со второго дня кровава бывает арена: в радость богине войны там обнажают мечи».

Еще раз Минерву славили тринадцатого июня, когда справляли Малые квинкватрии. Римляне считали, что это тот самый день, когда Минерва изготовила первую флейту. Поэтому весь этот день в Риме звучали звуки флейты, а главными участниками праздника были флейтисты.

И его первой супруги Метиды («мысль, премудрость»), которая сама предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной. Юпитер, напуганный таким предсказанием, обратился за советом к Гее (Земле), и та посоветовала ему проглотить Метиду, что он и исполнил. Спустя несколько времени Юпитер почувствовал сильную головную боль; ему казалось, что череп его готов разлететься на куски. Он попросил Вулкана разрубить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Вулкан исполнил его просьбу, как из головы Юпитера вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада (Минерва), «могучая дочь могучего отца», как ее обыкновенно называет Гомер . Несколько древних памятников искусства (между прочими – Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Минервы. Она есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Юпитера.

Это сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная. Так как она родилась не от матери, а прямо из головы Юпитера, то ей чужды все женские слабости; она отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти; она – вечная девственница, любимица Юпитера, его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне , она поступает против воли отца. Здраво и ясно смотрит она на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Она всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и его жены Пенелопы , руководительницей их сына, Телемаха .

В ней как бы олицетворяется человеческая культура; она изобрела много полезных предметов, как то: плуг и грабли; научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Полагают, что она первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное. Она научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала им все время, пока продолжался их знаменитый поход . Минерва – богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель; этим она отличается от мужского бога войны Марса , которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение.

Бой Марса с Минервой. Картина Ж. Л. Давида, 1771

Минерва является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней; она обладает зорким глазом; древние поэты называли ее «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой». Ею был учрежден афинский ареопаг , и ее почитали, как покровительницу, музыканты, художники и все ремесленники.

Минерва была главным божеством для афинян, и Акрополь считался ее священной горой. Культ Минервы существовал очень долго и прекратился только под влиянием христианского учения. Сохранилось много монет с изображением головы Минервы; на одной из них изображена также сова – птица, посвященная этой богине.

Известный ученый Готфрид Мюллер говорит, что идеальным типом Афины Паллады является статуя Фидия – Афина Парфенонская. Черты лица этой статуи стали прототипом всех статуй Минервы. Знаменитый ваятель изобразил ее со строгими, правильными чертами: у нее высокий и открытый лоб; длинный, тонкий нос; линии рта и щек несколько резкие; широкий, почти четырехугольный подбородок; глаза, опущенные долу; волосы просто откинуты по сторонам лица и вьются слегка по плечам.

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Минерва часто изображается в шлеме, украшенном четырьмя конями, показывая этим, что она примирилась с Нептуном , которому была посвящена лошадь (два этих бога спорили за покровительство над Афинами). Минерва всегда носит эгиду с головою горгоны Медузы , она всегда украшена драгоценностями, и ее наряд очень роскошный. На одной из античных камей на богине, кроме блестящей эгиды, надеты богатое колье из желудей и серьги в виде виноградных гроздей. Иногда на монетах ее шлем украшен фантастическим чудовищем с змеиным хвостом. Она всегда изображается со шлемом на голове, весьма разнообразным по формам.

Обыкновенное оружие Минервы – копье, но иногда она держит в руке громовые стрелы Юпитера; она также часто держит на руке статую Ники – богини победы. На самых древних памятниках Минерва изображается с поднятым щитом и копьем. Эгида, которую она всегда носит, есть не что иное, как шкура козы, на которую она прикрепила голову Медузы; эта эгида заменяет ей иногда щит. Олицетворяя в физическом порядке молнию, Минерва должна носить эгиду как отличительный признак. На архаических статуях она употребляет эгиду вместо щита; в эпоху золотого века греческого искусства она носит эгиду на груди. Голова Медузы – также один из отличительных признаков этой богини и изображается или на эгиде, или на шлеме. Эта голова должна была намекать на то, какой ужас овладевал врагами богини, когда она появлялась перед ними. На одной фреске, открытой в Геркулануме , богиня одета в пеплос, ниспадающий на хитон грубыми и неизящными складками; она закрыла левую руку эгидой и готова вступить в бой.

Знаменитая статуя Фидия «Афина Парфенонская», была изваяна из слоновой кости и золота. Богиня стояла во весь рост, грудь ее покрывала эгида, а туника ниспадала до пят. Она держала в одной руке копье, а в другой – статую богини победы Ники. На шлеме у нее был сфинкс – эмблема божественного разума; по бокам его были изображены два грифона; над забралом – восемь коней, несущихся во весь опор, – символ быстроты мысли. Голова и руки богини были из слоновой кости, вместо глаз вставлено два драгоценных камня; золотые драпировки могли по желанию сниматься для того, чтобы город в случае каких-либо общественных бедствий мог воспользоваться этим сокровищем. На наружной стороне щита, поставленного у ног богини, была изображена битва афинян с амазонками , на обратной стороне – борьба богов с гигантами ; миф о рождении Пандоры был изваян на пьедестале.

Минерва скульптора Зимарта, бывшая на выставке в Салоне 1855 г., есть повторение шедевра Фидия, возможно точно и тщательно воспроизведенная копия по описанию Павсания , дошедшему до нас. Прекрасная бронзовая статуя Минервы, находящаяся в Туринском музее, является одной из самых замечательных и красивых древних статуй, сохранившихся до нашей эпохи.

Целомудренная богиня Минерва никогда не изображалась древними художниками обнаженной, и если некоторые современные художники и представляют ее в этом виде в своих произведениях, например, «Суд Париса », то это по незнанию древних традиций. До нее никогда не касались стрелы бога любви Амура , который ее всегда избегал и оставлял в покое. Венера , недовольная тем, что ее шаловливый сын не делает даже попытки ранить своею стрелою целомудренную богиню, осыпала его за это упреками. Он оправдывался, говоря: «Я боюсь ее, она страшная, глаза ее зорки, а вид ее мужественен и величественен. Каждый раз, как я отваживаюсь подойти к ней, чтобы задеть ее моей стрелой, она вновь пугает меня своими мрачными взорами; кроме того, у нее на груди такая страшная голова, и я в страхе роняю мои стрелы и, дрожа, бегу от нее» (Лукиан ).

Минерва нашла однажды оленью кость, сделала флейту, стала извлекать из нее звуки, доставлявшие ей большое удовольствие. Но, заметив, что при игре у нее раздуваются щеки и некрасиво оттопыриваются губы, она, не желая так обезображивать свое лицо, забросила свою флейту, прокляв заранее того, кто найдет ее и будет на ней играть. Ее нашел сатир Марсий и, не обращая внимания на проклятие богини, принялся играть на ней и стал хвалиться своим талантом, вызывая самого Аполлона на состязание с ним. Он не избежал страшной кары за свое ослушание и высокомерие.

Кроме мифа о Марсии с Минервой тесно связаны сказания об Арахне и о первых афинских царях – Кекропсе и Эрихтонии .

Древний Олимп... Кого мы из его обитателей знаем? Обычный человек разве что Зевса или Юпитера сможет назвать. Однако римляне и греки населили свое небо огромным числом покровителей и повелителей. Вот вы знаете, кто такая Минерва? Богиня эта чем распоряжалась? В каких случаях к ней обращались? Давайте разберемся подробно с этим необыкновенным персонажем. Возможно, вы согласитесь с мнением древних народов о том, что Минерва является самой уважаемой и почитаемой в мифологии.

Чья она - греческая или римская?

Этот вопрос, пожалуй, задаст себе любой человек, которого заинтересует Минерва. Богиня фигурирует в мифологии обоих названных народов. Только древние греки называли ее Афиной. В остальном же образы перекликались меж собой. Римская богиня Минерва изначально была лишена воинственности. Ее считали покровительницей людей творческих профессий. К таковым относили ремесленников и философов, поэтов и скульпторов. Домашние мастерицы тоже шли к ней за вдохновением. Минерва - богиня женского рукоделия, верили древнеримские женщины. Однако и греки поклонялись ее светлому образу. Они строили храмы Минервы, именуя ее Афиной. Почитали же богиню за мудрость, справедливость и рассудительность. Кроме того, она, как считали жители Древней Греции, оберегала города и государства, даровала идеи и мысли ученым, а творческие способности - ремесленникам.

Легенда о том, как родилась Минерва

Богиня с такими необыкновенными талантами не могла появиться на свет, как простой смертный. Ее история полна варварского очарования и коварства. Считается, что Минерва является любимой дочерью Зевса. И породил он ее сам, способом необычным и извращенным. Мойры нашептали ему, что собственный сын от мудрой Метиды станет причиной его погибели. Зевса таковой поворот событий не устраивал, естественно. Те же прорицательницы предупредили его о том, что Метида беременна. На свет должны появиться разнополые близнецы силы и ума необыкновенного. Недолго размышляя, Зевс проглотил жену. Через определенное время его стала мучить сильнейшая головная боль. Чтобы от нее избавиться, Зевс повелел Гефесту разрубить себе череп. Из головы отца и явилась миру Минерва, богиня воителей и справедливых воинов. Была она в полном вооружении и шлеме.

Символы Минервы

Эта богиня подарила человечеству множество атрибутов, и ныне красующихся на гербах и знаменах. Так, ветвь оливы олицетворяет справедливость и спокойное развитие, стремление людей к миру. Еще богиня Минерва связана с совой. Это символ мудрости у множества народов. Сова больше наблюдает, чем суетится, не предпринимает необдуманных действий. Силу богини представляет огромная змея. Ее изображали в храмах, на фресках, предметах быта. Считалось, что здание, где присутствует этот образ, оберегает богиня Минерва. Так как она причислялась к самым сильным жителям небес, то поклонялись ей многие. Ее изображение можно было отыскать практически в любом доме. Ремесленники ожидали от нее помощи в трудах, государственные мужи жаждали покровительства в политических интригах. А женщины искали в ее образе успехов в своих домашних делах. В Древней Греции ее изображения в храмах были двух видов. Паллада считалась непобедимой воительницей. Полиада же была защитницей городов и государств, своего рода судьей и прокурором в одном лице.

Чудеса и Минерва

Богиню-воина часто воплощали в мраморе и дереве. От этого скульптурного произведения произошло название «палладий». По сути, это деревянное изображение божественной воительницы. Люди считали (да и нынче многие в это верят), что оно обладает чудодейственными свойствами. Такой образ защищал легендарную Трою. Все искренне верили легенде о божественном происхождении тамошнего палладия. Его якобы подарила городу сама Минерва. Богиня войны, к сожалению, не уберегла Трою от падения. Волшебный палладий был перевезен в Рим и помещен в храм Весты. С тех пор, как считается, он именно там и находится, защищая жителей Вечного города от всяческих бед.

Древнеримская богиня Минерва

Существует такое понятие, как «капитолийская триада». Оно означает главных древнеримских богов. В их число входит и Минерва. Ее почитали в Капитолии вместе с Юноной и Юпитером. Так сказать, переехав в Рим, Минерва утрачивает часть своей воинственности. Ее в этом городе считали покровительницей всякого рода ремесел, рукоделия и искусств. Когда человек начинает разбираться, Минерва - богиня чего в Древнем Риме, то сталкивается с целым перечнем профессионалов, ее считавших своей опекуншей. Ей поклонялись художники, музыканты, учителя и поэты. Как и в Афинах, женщины обязательно приносили в дом ее изображение. Минерва покровительствовала им в моменты занятия творческой деятельностью или рукоделием. Но и воины о богине не забывали. Ее изображали на щитах и латах в качестве оберега от зла. Нынче такие артефакты можно увидеть в музеях.

Изображение Минервы

У воительницы было несколько обязательных атрибутов. Богиня Минерва (фото) представлялась публике как женщина - воин. В руках ее обязательно было копье, с которым она появилась на свет. Голову, как правило, украшал красный шлем. Кроме того, рядом изображались сова и змея. Это были ее личные символы. Сова говорила о вдумчивости и внимательности жительницы небес. Еще она подсказывала человеку, что Минерву невозможно обмануть. А на случай таковой попытки - безуспешной, как обещал образ - в руках или на шлеме присутствовала змея. Она обещала справедливую и неотвратимую кару грешнику или злодею. Надо отметить, что ее чтили не за суровый нрав, а за любовь к прекрасному. Любой талантливый человек, как были уверены древние люди, мог надеяться на ее особое отношение и непременную помощь в трудах.

Праздники в честь богини

Люд собирался на торжества, посвященные Минерве, в конце марта. Они длились целых пять дней, а название имели "квинкватрии". В празднествах принимали участие представители всех профессий, которым покровительствовала богиня. Особо радовали такие события учеников. Это были своеобразные каникулы. В первый день квинкватории ученикам предписано было не заниматься, а приносить своему педагогу плату за труды. Интересно, что в описываемый период военных действий не проводилось. Если же они начались ранее, то обязательно прерывались.

Всем гражданам положено было чтить богиню, приносить жертвы и наряду с иными людьми праздновать. Кстати, Минерва не требовала кровавых подаяний. Ей жертвовали лепешки, сдобренные маслом и медом. Особенно любили эти торжества трубачи. Это была весьма уважаемая в Древнем Риме профессия. Ее представители сопровождали все значимые события (похороны, обряды и церемонии). В конце квинкватрий трубачи освящали свои инструменты.

Первое творческое объединение

Таковым, как считается, является коллегия писателей и актеров, созданная в Риме в далеком двести седьмом году Тогда почетом в городе пользовался Ливий Андроник, поэт и сочинитель пьес. Он решил объединить коллег вокруг храма Минервы. Она-то и стала их покровительницей и вдохновительницей. Позже ей начали поклоняться иные мирные профессионалы. Среди них указывают врачей и музыкантов, учителей и рукодельниц. Так что, если услышите вопрос: «Минерва - богиня чего?», не теряйтесь. Можно сказать, что она покровительствует воинам-освободителям (справедливость) и социальной сфере. Ошибки в этом не будет.

Гладиаторские игры

Рим не мог обрести своей немеркнущей славы, если бы не его традиции. В честь Минервы там обязательно проводились гладиаторские бои. Это же была богиня прекрасного. Древние люди считали силу и ловкость качествами выдающимися, ничуть не хуже Интересно, что победителям состязаний преподносились специальные амфоры. Их изготавливали к этому торжеству. Украшались амфоры сценами самих соревнований и фигурой Минервы. Наполняли их, как правило, маслом. Понимаете, откуда пошли принятые ныне кубки? Именно от тех древних традиций, которые существовали еще до нашей эры. В Афинах Минерве преподносили драгоценные ткани, созданные руками известных горожанок. В храм их доставляла торжественная процессия.

Особенности древнегреческой Минервы

Будем называть богиню Афина. В принципе, это одно и то же. Греки почитали ее как основательницу Ареопага. Так назывался высший государственный Минерве (Афине) приписывают изобретение кораблей и строительство первой колесницы. Считалось, что именно это божество подарило людям трубы и флейты, научило изготавливать керамическую посуду и прясть. Она же рассказала, как следует готовить пищу. До наших дней дошло множество легенд об Афине. Она причастна к и борьбе Геракла с великаном и стимфалийскими птицами. А Персей без ее копья не смог бы справиться с Имеются у Минервы и жертвы. Так, согласно легендам, она обратила царевну Арахну в паука. Тиресий вообще лишился зрения за то, что увидел Минерву нагой во время купания. Потом богиня его пожалела и наделила пророческим даром. Афиняне любили торжества, посвященные этому божеству. Люди, чьи поля соседствовали, собирались вместе и устраивали пиры. Обязательным было жертвоприношение. Лепешки и мед носили в храм.

Споры богов

Люди в древности наделяли небожителей собственными представлениями о добре и зле. Это хорошо заметно при изучении За поступками богов любопытно наблюдать с точки зрения нынешней, отнюдь не совершенной морали. Одно только лишение зрения Тиресия - подумаешь, полюбовался красотой неповторимо молодого и прекрасного тела! Еще древние люди считали, что боги сражались за их внимание. Так, небожители поспорили о том, в честь кого будет назван главный город древней Греции. Они устроили своеобразное состязание. В нем Минерва противостояла Посейдону. Судили их двенадцать божеств во главе с Зевсом. Посейдону приписывается создание лошади. По другим источникам, он ударом трезубца создал в скалах соленый источник. Минерва же даровала народу оливковые рощи. Они оказались ценнее в глазах людей. Город был назван в ее честь - Афины.

Итог: кому покровительствовала Минерва?

Наверняка разобраться в ее предпочтениях непрофессионалу довольно сложно. Что делать? В древние времена такого четкого разделения на профессии не существовало. Богине этой поклонялись врачи и учителя, деятели искусства и ремесленники. К ней же за благословением приходили те, кому на долю выпадало устраивать городскую жизнь. Воины всех народов тоже не забывали о Минерве. Она заботилась о мирной жизни и приходила на помощь в дни битв. Главное, что ее отличает от иных божеств, это забота о территории и людях, на ней проживающих. Возможно, она является первым известным символом нормальной государственной власти. Или по-другому, мечты людей о таковой. Во всяком случае, ее образ объединял и поддерживал горожан во времена опасности или сражений. Поэтому за Минервой закрепилась слава богини справедливой войны.

© 2024 Тайны непознанного