Вконтакте Facebook Twitter Лента RSS

Как философская проблема. Бытие как философская проблема

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Техникум Пермского института (филиала)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Гуманитарных дисциплин»

Контрольная работа

по предмету: «Философия»

«Сознание как философская проблема»

Пермь-2008 г.

1.Введение ……………………………………… 3

2. Философский анализ гипотез генезиса

человеческого сознания……4-5

3. Сознание и бессознательное………………….6 -10

4. Сознание и мышление. Сознание и язык…..11-13

5.Смыслотворческая функция сознания……...14 -16

6. Заключение……………………………………..17

7. Литература……………………………………...18

Введение

На протяжении нескольких миллиардов лет эволюция совершенствовала живые организмы Земли. От простейших одноклеточных, где способом взаимоотношений были хищничество и симбиоз, до высокоорганизованных многоклеточных природа вынашивала все более и более совершенных существ. Венцом ее творения стал Человек. Отличительной его особенностью стала общественная трудовая деятельность, речь, а также сознание.

Проблема сознания имеет фундаментальные значения при рассмотрении всех остальных проблем курса философии.

Данная тема раскрывает генезис, структуру и функции сознания, его содержание, процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Проблемы сознания приобретают особую актуальность в условиях информационного общества, когда к человеческому интеллекту добавляется интеллект искусственный.

Сегодня сознание, как многогранную систему, изучают многие дисциплины: психология, логика, кибернетика, информатика, антропология, искусственный интеллект и др.

Человек, как личность, обладающая сознанием, становится не только соучастником мировых событий, но и активным фактором их организации и развития.

Философский анализ гипотез генезиса человеческого сознания.

С глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника – все достижения человечества были направлены на то, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Богословы рассматривают сознание как маленькую искорку величественного пламени божественного разума.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи.

Объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо, что существует вне его, но и само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека.

Материалисты ищут общее единство между сознанием и объективным миром, выводя духовное из материального.

Вульгарные материалисты рассматривали возможность стирание грани между материей и сознанием

В античной философии сознание - это космический разум.

Гераклиту из Эфеса принадлежит представление о всеобщей разумной истине, единое божественное господствует над всем и называется «Логос».

В средние века сознание рассматривалось как атрибут божественного начала. Существовали представления о вечности материи и о мыслительной деятельности.

В новом времени сознание определяется как мыслящая субстанция (Рене Декарт (1596-1650), родоначальник новоевропейской философии). Джон Локк (1632 – 1704), философ, который считал, что человек все приобретает из жизненного опыта и не имеет врожденных идей, он подвергал критике представления о мыслительной субстанции.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) считал, что человек свободен не тогда, когда проявляет своеволие, а когда понимает (осознает) необходимость поступать в соответствии объективными законами.

Французские философы – материалисты объясняли сознание, как функцию головного мозга.

В немецкой классической философии сознание рассматривается как проявление доопытных понятий о формах восприятия и мышления. Иммануил Кант (1727-1804) считал, что человек не просто исходный пункт познания, он формирует его результаты своими внутренними характеристиками.

Фридрих Гегель (1770-1831) предпринял попытку соединить мышление и бытие, мышление способно подняться до развития бытия, мышление должно отражать текучесть бытия.

Русскую философию можно назвать преимущественно религиозно – социальной, стремящейся к целосности познания и поведения человека.

Самый крупный русский философ В.С.Соловьев (1853-1900) считал, что истина достижима если соединить все способности человека, всю полноту его разума и опыта, включая сюда и чувственный, и нравственный, и религиозный, и эстетический опыт. Соловьев полагал, что любая вещь познается в ее отношении к целому. Истиной как всеединством предстает Бог, воплощающий в себе божественное, и человеческое начало. Бог соединяется с разумной душой человека и его материальным телом.

Представитель русской религиозной философии Н.А.Бердяев (1874-1948) считал, что человек двойственное существо, живущее одновременно в двух мирах – явлений и вещей в себе «Все - во мне, и я – во всем».

Марксистская философия в решении этого вопроса исходила из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

Современный материализм видит возрастание значения сознания в условиях информационного общества, формирование искусственного интеллекта, способность человека, использование данных науки и техники, стать организатором окружающего мира.

Серьезно этой проблемой занимался современный философ Д.И.Дубровский , который оценил сознание с позиции всех трех наук (психология, философия и биология). Он рассматривает проблемы «сознание и мозг» и считает, что окружающая действительность отражается в нашем сознании как поток информации.

Философы всегда искали связь сознания с идеальным. Сознание объясняли как одно из проявлений идеального. Считали что сознание - отпечаток мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другие философы пытались доказать связь сознания и космического, утверждая, что у многих людей возникают предчувствия, которые значительно отражают реальное восприятие.

В философии нет стандартов, по этому существует масса других мнений.

Сознание и бессознательное.

Сознание – это высшая,

свойственная лишь человеку,

форма отражения объективной

действительности.

Философский словарь

Условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная деятельность людей, которая была необходимостью для них и одновременно эта совместная деятельность требовала речевого общения. Только в процессе труда, общественных взаимоотношениях друг с другом люди осознают, раскрывают свойства предметов, свое собственное отношению к окружающей среде, выделяя себя из нее, организуют целенаправленное воздействие на природу с целью подчинения ее сил своим потребностям. По этому сознание есть продукт общественного развития и вне общества не существует.

А.Г.Спиркин дает следующее определение сознания: « Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная только с речью функция мозга, заключающаяся в общественном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предварении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

Сознание – это свойство высокоорганизованной материи, функция мозга, результат эволюции материального мира, способность материи отражать свою собственную сущность. Сознание не является материей, хотя связано с материальными носителями и существует сознание только вместе с ними.

Сознание имеет сложную структуру, включая в себя: знание, познание, чувство, настроение, эмоции, убеждения, память, мировоззренческие установки, интуицию, самосознание, волю и другие духовные проявления. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются: осознание вещей и переживания, т.е. определенные отношения к содержанию того, что отражается.

Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание и осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. В его содержание включается внимание, благодаря которому человек выделяет определенный круг воспринимаемых объектов. Важным обобщающим понятием человеческой способности постигать окружающий мир является понятие мышления.

В структурной характеристике сознания разум выделяется как его абсолютное начало, высший уровень человеческой психики, способность решать информационные задачи, понимать смысл происходящих процессов, управлять поведением человека.

Материальным субстратом является мозг человека, насчитывается 15 млрд. нервных клеток (нейронов). Данные физиологии, психологии, и других наук доказывают, что вне материальных процессах на может быть никакого сознания.

Большой вклад в разработку проблем физиологической и социальной основы сознания внесли: Н.П.Бехтерева, И.П.Павлов, ученые-психологи П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн и др. не только как о категории, понятии и феномене, но и как о некоторого рода философской проблеме . В современной философии проблема сознания ...

  • Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант).

    Доклад >> Философия

    Философия техники как наука. Техника как философская проблема (И. Кант). Философия техники - совокупность различных... первично, а что вторично (мастерство или сознание ) и познаваем ли мир.

  • Раздел философии, посвященный изучению человека, называется философская антропология (так же называется и одно из течений западной философии XX века, которое не нужно путать с одним из разделов философии). Она имеет ряд существенных отличий от научной антропологии или комплекса специальных научных дисциплин, связанных с человеком. Все эти дисциплины изучают человека с одной из определенных сторон. Например, психология изучает внутренний мир человека, его сознание, подсознание и сверхсознание. Медицина изучает причины заболеваний и пути их лечения. Нейрофизиология изучает функции нервной системы человека и животных. Существует множество и других научных дисциплин, так или иначе посвященных изучению человека. Но главное отличие философской антропологии от них заключается в том, что она исследует наиболее общие, наиболее масштабные антропологические проблемы, имеющие мировоззренческое значение. Например, наука не изучает проблемы смысла жизни или свободы воли человека. Долгое время наука уклонялась от изучения проблемы жизни после смерти или скрытых сил человека. Теперь эти вопросы изучаются с двух сторон — со стороны филосфии и естествознания. Наиболее важные из философских проблем, непосредственно касающихся человека, и составляют содержание учебного материала этой лекции (выше они перечислены). Следует добавить, что философский подход к антропологии отличается от специального научного подхода ярко выраженной целостностью и системностью

    Природа и сущность человека

    Человек — одно из самых распространенных обыденных и научных понятий. Что им обозначается? Определенный биологический вид живого существа, который в науке называется Homo Sapiens — человек разумный. Каковы его основные видовые признаки? Средний рост — 160—180 см, прямохождение на двух нижних конечностях, способ размножения — половой, хорошо развит мозг и верхние конечности, способ питания — смешанный (животная и растительная пища), средний возраст жизни — 65—85 лет (в XX веке), развиты речь и разум, пять основных органов чувств. Однако все перечисленные признаки дают нам лишь внешнее описание человеческого существа, связанное с его природным и общественным существованием, но не дают понимания его сущности.

    Что же такое сущность? В широком смысле — это есть наиболее важные свойства, присущие исключительно данному предмету или явлению. Дополняя друг друга, они образуют внутреннюю основу предмета, от которой зависят его изменения, взаимодействия и развитие. Что такое существование? Это реальное бытие, реальная жизнь предмета или явления; то, как он (оно) проявляет и ведет себя в действительности.


    Философы полагали, что сущность всегда глубоко скрыта, а существование находится на поверхности. В этом проявляется их противоположность. Однако реальный предмет есть единство сущности и существования. Познание сущности дает ключи к пониманию существования. Вместе с тем, изучение существования помогает понять сущность.

    В истории философии было сформулировано множество различных представлений о сущности человека. Приведем в обобщенном виде некоторые наиболее известные и характерные из них.

    Человек — часть космоса, малый космос (микрокосм). — Древние индийская, китайская, греческая философия.

    Человек — это вечный, абсолютный дух (Атман). — Древняя индийская философия (йога, веданта и др.).

    Человек — мера всех вещей. — Древние греческие софисты (Протагоридр.).

    Человек — политическое животное. — Аристотель.

    Человек — образ и подобие Бога. — Христианская теология Средних веков.

    Человек — мыслящее существо. — Р. Декарт.

    Человек — одушевленная машина. — Ж. Ламетри.

    Человек — существо, принадлежащее двум мирам. Миру природной необходимости и миру нравственной свободы. — И. Кант.

    Человек — есть хаос, сгусток противоречий, война разума и страстей. — Б. Паскаль.

    Человек — рациональное животное. — К. Линней.

    Человек — животное, производящее орудия. — Б. Франклин.

    Человек — существо, делающее выбор. — С. Кьеркегор.

    Большая часть из этих и подобных им определений человека, очевидно, является узкой и односторонней, так как указывает на какую-либо одну из сторон сущности человека. В целом все определения сущности человека можно соотнести с четырьмя основными (есть и другие) подходами.

    Биологизаторский, или натуралистический подход . В нем сущность человека сводится к его природному началу, то есть биологическому телу, от которого, как полагают сторонники этого подхода, и зависят различные особенности существования человека. Социальный и духовный аспекты сущности здесь либо не рассматриваются, либо выводятся из биологического. Таких взглядов придерживались последователи индийской философской школы чарвака, европейские философы Нового времени Жюльен Ламетри (механицизм), Томас Гоббс (механицизм), Людвиг Фейербах и др.

    Исследуя сферу бессознательного (сны, оговорки, описки, забывчивость, непроизвольные действия, влияние гипноза), Фрейд разрабатывает модель психической структуры личности. В ней он выделяет три основных уровня: два бессознательных — низший и высший — и один сознательный.

    . Нижний уровень психики человека обозначается термином «Оно». Это низшая сфера бессознательного — «кипящий котел» неосознаваемых влечений и инстинктов. Важнейшие из них, полагает Фрейд, — инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт жизни — это стремление к сохранению и продолжению рода. Оно кульминирует в бессознательном сексуальном влечении {либидо). Инстинкт смерти — это бессознательная агрессивная сила, назначение которой австрийский психиатр усматривает в уравновешивании раздражений, вызываемых инстинктом жизни. «Оно» руководствуется принципом удовольствия, который особенно характерен для животных и детей в раннем возрасте.

    . Второй уровень обозначается понятием «Я» (Эго). Это сфера сознания — маленькое пламя свечи в огромном темном под-, вале бессознательного. «Я» формируется как «оттиск» внеш-* ней реальности, но при этом зависит от влечений и инстинктов «Оно». Хотя Фрейд и не отрицал некоторую самостоятельность сознания, которое руководствуется принципом реальности (т. е. способно отказываться от удовлетворения желаний), тем не менее он полагал, что «Оно» является скрытым двигателем «Я». И сознание это не всегда осознает.

    . Третий уровень психики обозначается термином «Сверх-Я» (Супер-Эго). Это высшая сфера бессознательного, которая формируется под влиянием воспитательных запретов, общественных и моральных норм. «Сверх-Я» — источник моральных принципов человека, которые проявляются в его сознании, например, как совесть, долг, честь.

    Таким образом, психика человека является ареной постоянной борьбы высших и низших бессознательных сил. Или, если сказать иначе, — борьбы духовных принципов и животных инстинктов. Если инстинкты побеждают, человек теряет свой человеческий облик. Его сознание подчиняется низшим силам и стремится к постоянной реализации бессознательных влечений. Если побеждают духовные принципы, — влечения и инстинкты ограничиваются. Сознание торжествует над низшим бессознательным и контролирует его импульсы. Человек должен стремиться к расширению контроля сознания над сферой низшего бессознательного.

    Во многих религиозных, философских и научных учениях используются понятия «духовное развитие человека», «одухотворение человека», «духовная эволюция человека». В современном мире много говорят о «духовности», противопоставляя ее «материальности», «безнравственности», «мещанству», «безответственности», «технократизму», «механицизму», «потребительскому отношению к жизни». Так что же такое «духовность» и «одухотворение человека»! Попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на теоретическую базу и практические достижения восточной философии, идеи которой напитывали многие религиозные, философские и научные учения Запада.

    В самом общем смысле духовность есть приближение или приобщение к духу. Выше мы изучали, что понятием «дух», как правило, символически обозначались либо иное, более высокое, состояние природного бытия (духовные миры), либо более совершенное состояние жизни и разума (духовные существа). Одухотворение, как утверждает, например, философия Агни-Йоги, есть всестороннее совершенствование материальных форм, раскрытие их потенциальных качеств и свойств, дальнейшее восходящее продвижение по лестнице космической эволюции бытия. Таким образом, духовное развитие человека есть всестороннее развитие его сущности как разумного космического существа.

    Основатели многих религиозных и философских учений ставили перед собой задачу содействовать духовному развитию человека, хотя акцент порой делался на различных особенностях этого процесса. Тем не менее эти учения не должны противопоставляться друг другу. В XX столетии начала набирать силу новая тенденция к синтезу (объединению) идей различных религиозных и философских концепций. Наиболее ярко она проявилась в таких этико-фи-лософских учениях, как теософия и Живая Этика. Их последователи впервые стали рассматривать проблему духовного развития человека на научной основе. Так, в частности, они стремились показать прямую связь между духовным развитием человека и процессом его космической эволюции.

    Ценности как регуляторы общественной жизни человека

    В философии всегда уделялось большое внимание проблеме ценностей. Особенно интенсивное ее изучение началось после работ известного немецкого философа Иммануила Канта, который провел четкое разделение «того, что есть» и «того, как должно быть». Последователи Канта постепенно сформировали новое направление в философии — аксиологию (то есть философское учение о ценностях), которое позже активно развивали другие европейские философы (Гуссерль, Шелер, Камю, Сартр, Бердяев и др.).

    Что же такое ценность? Это значение или роль какого-либо объекта (явления) в жизни человека и общества. Причем часто вне общества многие ценности теряют свое значение. Например, деньги и золотые украшения человеку на необитаемом острове не нужны. В них нет никакой практической пользы. Следовательно, многие ценности порождаются и существуют лишь в человеческом обществе.

    В чем же заключается главная социальная функция ценностей? Она заключается прежде всего в том, чтобы дать человеку и обществу четкие ориентиры и направления жизни и деятельности. Ука- зать, к чему необходимо стремиться и как это нужно делать. Иначе говоря, выявить общественно допустимые средства достижения общественно значимых целей. Очевидно, что в таком случае ценности выступают регуляторами общественной жизни людей.

    Зависимость здесь следующая. Каково общество — таковы и его ценности. Каковы ценности — таковы и регуляторы. Например, в законопослушном, правовом обществе одной из высших общественных ценностей является закон, который и выступает регулятором всей социальной жизни. В обществе произвола и беззакония объективной ценностью и регулятором неизбежно становится сила. Право закона, ценность морали вытесняются «правом» и властью сильного. Кто сильнее, тот и прав. Все остальные — совершенно беззащитны перед ним, даже если правда на их стороне.

    От чего зависит ценность какого-либо явления для общества? От уровня развития людей, их потребностей и интересов. Ценность радиоактивного урана или компьютера для дикаря невелика. Он просто не знает и не умеет извлечь из них практическую пользу. Здесь очевидно влияние уровня развития человека на его представления о значимости и ценности тех или иных вещей.

    С потребностями и интересами ситуация сложнее, так как они зависят не только от объективных, но и субъективных причин. Потребность в крыше над головой и пище в каждом обществе существует объективно. Тем не менее ценность материальных благ в различных обществах неодинакова. Где-то деньги и золото как высший эквивалент материальных благ занимают первые позиции на шкале социальных ценностей (западное общество Нового и Новейшего времени), а где-то им отводится более скромное место (например, тибетское теократическое общество XV—XIX вв.).

    Какие бывают ценности? По одной из классификаций их делят на материальные (орудия труда, дома, деньги, одежда, пища, вода и др.) и духовные (мораль, знание, красота, духовные учения, философия, религия, наука, право, искусство и др.). Здесь нужно помнить, что материальные ценности не могут являться самоцелью человеческой жизни. Они есть только средство и предназначены для осуществления подлинных целей человеческого бытия, которые находятся в духовной плоскости.

    Вспомним для примера историю И. Ильфа и Е. Петрова о «великом комбинаторе» Остапе Бендере, потратившем долгие годы на поиски своего миллиона. Зачем он ему был нужен? Туманная «голубая мечта» звала его прогуляться по Рио-де-Жанейро в белых штанах. Но когда «великий комбинатор» получил свой миллион, оказалось, что он не знает, что с ним делать. «Голубая мечта» обернулась «мыльным пузырем», и он остался один на один с неожиданным суровым вопросом: зачем ему эти деньги?

    Существуют и две другие классификации ценностей, предполагающие деление их на субъективные и объективные, а также на личные, корпоративные (групповые) и общечеловеческие.

    Субъективной ценностью считается явление, значимое для отдельного субъекта (человека или группы). Миллионы людей едят конфеты и выбрасывают фантики, которые для них не имеют никакой ценности. Но коллекционер их заботливо собирает и хранит — они для него представляют большую ценность. А вот вода, чистый воздух, пища есть объективные материальные ценности для каждого человека, так как без них его жизнь на Земле невозможна.

    Среди личных, корпоративных (групповых) и общечеловеческих ценностей наибольшее значение имеют последние. Развитие всей человеческой истории — это процесс осознания людьми приоритетной значимости общечеловеческих ценностей перед ценностями отдельных политических партий, религиозных объединений, национальных или иных групп. Успешное осуществление этого процесса открывает людям перспективу широкого межкультурного диалога, взаимопонимания, сотрудничества и объединения в единое планетарное сообщество.

    Философские учения внесли и продолжают вносить большой вклад в обоснование значимости для каждого человека и всего общества в целом общечеловеческих ценностей — любви, гуманизма, долга, справедливости, ненасилия, милосердия, религиозной и политической терпимости, познания, культуры, образования, свободы, социального прогресса, равенства и многих других.

    Личность и общество: возможна ли полная независимость?

    Выше мы рассматривали проблему свободы человека как природного существа. Остановимся теперь на ее социальном аспекте. Его суть заключается в вопросе: может ли человек быть свободным в обществе? Ответ на этот вопрос имеет две стороны — социальную и этическую.

    Рассмотрим сначала социальную сторону вопроса об общественной свободе человека. Здесь проблема упирается в социально-политическую и социально-экономическую независимость личности от тех, кто имеет в обществе политическую власть и материальную собственность.

    Например, немецкий философ Георг Гегель рассматривал историю общества как прогресс в реализации свободы. В Древнем мире, писал он, свободен был лишь один человек (Правитель государства). Все остальные (рабы и подданные) были абсолютно зависимы от него. Позже, в период античных демократий, свободой пользовалось уже значительно большее количество людей (граждане), но и несвободных (рабов) было достаточно. Спустя века христианское общество, считал Гегель, освободило всех. Конечно, здесь он идеа лизировал социальную ситуацию XIX века и преувеличивал степень свободы людей. Ведь если не политически, то экономически в Европе того времени основная масса людей находилась в зависимости от тех, кто имел в собственности заводы, фабрики, фермы, банки и т. д. Но, конечно, совершенно определенно можно согласиться с тем, что европейское правовое государство давало людям больше свободы, чем монархии древних тиранов.

    Более точно социальную зависимость человека от общества показал другой немецкий философ — Карл Маркс . Он доказал, что зависимость может быть личной (политической, военной, религиозной, физической). Например, это зависимость раба, холопа, пленника или крепостного крестьянина. А может быть экономической, при которой человек, будучи лично свободным, вынужден работать на «хозяина» потому, что ему не на что жить. Такие отношения характерны для капиталистического общества. На высших стадиях развития общества (социализм и коммунизм), полагал Маркс, личная и экономическая зависимость преодолеваются. Человек становится свободной индивидуальностью и работает не на «хозяина», а на самого себя ради реализации своих творческих потребностей в созидательной деятельности. Одним словом, труд перестает быть подневольной каторгой и становится привлекательным делом, которым человек занимается не по принуждению, а по потребности души.

    Однако на практике, по крайней мере до тех пор, пока существует государство, человек не может пользоваться полной свободой. Государство неизбежно ограничивает ее законами и иными предписаниями. Нужны ли такие ограничения свободы? Оказывается, на современном этапе развития человека и общества они совершенно неизбежны. Почему? Потому что эти ограничения позволяют поддерживать силой государства равные права членов общества и его стабильность. Конечно, здесь мы подразумеваем не всякое, а правовое государство, где права и демократические свободы личности ценятся очень высоко и гарантируются всеми политическими, экономическими, правовыми и духовными ресурсами общества. Модель такого принципиально нового государства разработали европейские философы Нового времени (Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант и др.). Цель правового государства — не подавлять личность (как это было в прошлом), а гарантировать ее права.

    Вторая сторона вопроса социальной свободы личности — этическая. Правовое государство дает человеку широкие права и возможности. «Все, что не запрещено разрешено», — таков главный принцип демократической правовой системы. Чтобы обострить проблему, предположим, что общество совсем отказалось от государства и юридических законов. Все разрешено! Означает ли это вседозволенность? Может ли человек делать все, что ему захочется? Ответ очевиден. Если это случится, в обществе наступит хаос — «война всех против всех». Человек в любом случае обязан придерживаться этических норм (то есть внутренних моральных законов) для сохранения человеческого рода и себя самого. Поэтому главная этическая формула свободы гласит: твоя свобода кончается там, где начинается независимость другого человека.

    Свобода и ответственность человека

    Проблема свободы человека имеет два главных аспекта — социальный и природный.

    Социальная свобода человека зависит от общественного устройства — политики, экономики, юридических законов. Одним словом, этот аспект свободы связан с самим человеком и человеческим обществом. Историческое совершенствование общества, а если точнее — исторический прогресс, это путь к развитию социальной свободы, освобождению человека от физической, феодальной, юридической, экономической зависимости от других людей (рабовладельцев, тиранов, феодалов, королей, буржуазии т. д.). Чем более развито общество, чем более оно свободно, тем больше свободы у конкретного человека. Здесь все понятно. Однако с другим аспектом свободы — природным — у философов такой ясности не было и нет.

    Что имеется в виду под понятием «природный аспект свободы»? Насколько человек в своей жизни может делать выбор и следовать ему? Отчего зависит этот выбор? Такой выбор делает сам человек или, может быть, он чем-то (кем-то) предопределен и человеку толь ко кажется, что он самостоятельно выбирает? Одним словом, речь идет о свободе воли человека.

    В философии по этой проблеме высказывались как крайние, так и умеренные мнения. На специальном философском языке они называются — фатализм, индетерминизм свободы воли, диалектическое понимание свободы воли.

    Фатализм — это разновидность философского мировоззрения, согласно которому все действия человека изначально предопределены. Иначе говоря, человек никогда не делает и не может сделать в принципе какой-либо независимый выбор. Кто же предопределяет все поступки человека? Богословы и некоторые религиозные философы полагали, что это Бог (исламское богословие). Другие философы думали, что так устроена сама природа, и ее законы не позволяют человеку делать произвольный выбор (греческие атомисты, европейские механицисты и др.). Таким образом, согласно фаталистам, человек не делает реального выбора и не обладает реальной свободой воли. Он делает то, что должен делать, что ему предписано некой высшей (божественной или природной) необходимостью. Свобода и выбор — лишь иллюзия.

    В таком случае применение к человеку моральных и юридических норм становится бессмысленным или даже несправедливым. Ведь если он совершает зло (убийство или кражу и т. д.) — это не его свободный поступок, а предопределенное действие, в котором конкретный человек есть лишь орудие судьбы. Такая точка зрения имела множество противников, которые указывали на ее абсурдность. И действительно, историческая жизнь человека постоянно доказывает, что в самых трудных условиях, на грани жизни и смерти, он может выбрать правду или ложь, свободу или рабство, добро или зло, бесчестную жизнь или героическую борьбу. Очевидно, что фаталисты преувеличивают одну из диалектических сторон проблемы свободы воли, связанную с необходимостью.

    Индетерминизм свободы воли — это разновидность философского мировоззрения, согласно которому поступки человека не зависят ни от каких иных причин и факторов, кроме желаний самого человека. Они совершенно произвольны и не определяются какими-либо материальными или духовными влияниями (И.Г. Фихте, М.Ф. Мен де Биран и др.).

    Очевидно, что реальная жизнь человека опровергает эту точку зрения, так как на практике его выбор все же зависит от многих причин как внутреннего, так и внешнего характера. Человек вынужден считаться с этими причинами и принимать решения, исходя из имеющихся возможностей. Мы видим, что индетерминисты преувеличивают другую диалектическую сторону проблемы свободы воли, а именно — независимость человеческой воли.

    Наиболее взвешенное философское решение рассматриваемой проблемы дают диалектические концепции свободы воли. Вэтих концепциях за человеком признается реальная свобода воли, но, вместе с тем, указывается, что выбор и действия человека осуществляются не произвольно, а под влиянием определенных причин духовного или материального характера (буддизм, Кант, Гегель,
    марксизм, теософия и др.)

    Так, например, согласно учению немецкого философа Иммануила Канта, человек как разумное существо принадлежит двум мирам — трансцендентному миру разума и реальному природному (эмпирическому) миру. В первом из них человек совершенно свободен. Во втором подчиняется естественной необходимости.

    Марксисты полагали, что человеческая воля, хотя и испытывает определенные влияния со стороны внешней среды, тем не менее свободна в отношении действий, направленных в будущее. Но причины и следствия действий, совершенных в прошлом, уже не подвластны человеческой воле. Они выступают как естественная необходимость, с которой человеку приходится считаться.

    Подобной точки зрения придерживаются буддисты и теософы, с той лишь разницей, что они рассматривают не единственную жизнь человека, а последовательное множество его рождений и смертей, так как признают теорию реинкарнации (перевоплощения) духовной сущности человека. Условия жизни человека, его духовно-психическое состояние, а следовательно, и свобода выбора зависят от; его кармы — суммы причин и следствий его мыслей и действий в прошлых существованиях. Однако человек в силах повлиять на свою будущую карму и изменить ее, так как она во многом зависит от его свободной воли.

    Паранормальные силы человека

    С самых древних времен в восточных философских учениях проводилась мысль о существовании у человека скрытых духовных, психических и физических возможностей, которые могут быть развиты и реализуемы. Постепенно были разработаны специальные методики овладения такими силами. Почти все они, так или иначе, прямо или косвенно, были связаны с Йогой — древней практической системой духовного совершенствования человека. Йогические методы использовались в самых различных религиозных и духовно-философских учениях (буддизм, индуизм , даосизм, неоплатонизм, христианство, ислам, теософия и др.).

    Наука долгое время отвергала возможность существования неизвестных сил человеческого организма. Конечно, ортодоксальные ученые допускали, что у таких спососбностей человека, как память, воля, интеллект, органы чувств, физическая сила, есть большие резервы. Но утверждение о том, что человек может обладать, например, такими способностями, как левитация, телепатия, телекинез, считалось антинаучным. Однако по мере усиления влияния восточной философии и накопления результатов научных наблюдений, представления ученых о человеке стали изменяться. В XX веке во многих странах развернулись серьезные исследования скрытых сил человека.

    О каких же силах и способностях идет речь?

    Способность нефизического зрения и слуха («ясновидение» и «яснослышание»).

    Телепатия (передача и восприятие мыслей на расстоянии).

    Левитация (преодоление человеком земного притяжения).

    Автономное существование (отделение) сознания от тела.

    Автономное существование сознания человека после его смерти.

    Влияние психической энергии человека на природные процессы (дождь, ветер, стихийные явления и т. д.).

    Лечение с помощью психической энергии и силы мысли.

    Волевое (мысленное) управление физиологическими процессами.

    Психическая ретроспекция сознания (способность погружаться в прошлое и вспоминать свои или чужие существования).

    Способность восприятия будущего.

    Способность быстрого счета и чтения.

    Феноменальная память.

    Влияние мысли на биологические процессы.

    Телекинез (способность бесконтактно перемещать или иначе воздействовать на физические предметы).

    К началу XXI века наука накопила значительное количество фактов проявления человеком указанных выше и других необычных, выходящих за рамки привычных представлений, способностей. Они получили название — «паранормальные способности ». Их научно-теоретическое объяснение основывается на активно разрабатываемой в настоящее время новой научной модели человека. Ее часто обозначают как концепция биополевой природы человека или информационно-энергетическая теория человека. Главная идея этой концепции (теории) заключается в том, что человек, как предполагается, является не просто биологическим телом, а сложной биополевой системой, состоящей из энергетических и белково-нуклеинового тел. Проявление необычных (паранормальных) сил объясняетсядействием неизученных внутренних энергий человека.

    Большое влияние на изучение скрытых сил человека в XIX иXX веке оказали и продолжают оказывать по сей день такие философские учения, как классическая йога, буддизм , даосизм, теософия и Живая Этика (Агни-Йога).

    Перспективы дальнейшей эволюции человека

    К числу важнейших вопросов философской и научной антропологии относится вопрос о будущем человека как биологического разумного существа. Но современные научные теории мало уделяют внимания этой проблеме. Ею больше занимались философы, футурологи или писатели-фантасты. Какие же существуют представления о перспективах человеческого развития?

    Согласно традиционным религиозным воззрениям (христианство , ислам и т. д.), человек в будущем должен измениться. Но такие изменения богословами не рассматриваются в качестве эволюции. Например, исламское богословие утверждает, что праведный человек после смерти изменится и будет иметь вечную жизнь в раю в качестве некого духовного существа. Религиозные учения прямо говорят только об этическом преображении человека. Об изменениях его телесности (вместо тела физического — тело духовное), как правило, говорится косвенно.

    Согласно классическим научным представлениям (дарвинисты , марксисты, позитивисты и др.), в будущем возможно определенное совершенствование человека в этическом, интеллектуальном и физическом смыслах. Вместе с тем, некоторые представители этой группы полагают, что физически человек в будущем будет деградировать в существо с большой головой, слабым торсом и недоразвитыми конечностями — так скажется, по их мнению, влияние цивилизации с ее малоподвижным образом жизни. Однако все же качественные изменения человека тут, как правило, не рассматриваются. Считается, что Homo Sapiens — человек разумный — был и в будущем останется устоявшимся биологическим видом, отличия которого от ныне существующего будут крайне незначительными. Таким образом, здесь дальнейшая эволюция человеческого существа, по сути, отвергается. Согласно представлениям сторонников технотронной концеп ции развития земной цивилизации, в будущем возможно усовершен ствование человека через внедрение в его организм различных тех нических устройств. Это могут быть компьютерные микрочипы и порты для подключения сознаниях внешнему компьютеру, вживч ленные в мозг устройства связи, миниатюрные сердечные стимуляторы, гормональные регуляторы, искусственные кости и органы. В результате такого «усовершенствования» человек может стать принципиально другим существом — биокибернетическим организмом , состоящим не только из живой биологической материи, но и из искусственно созданных элементов и устройств его тела. Этот вид живого существа можно назвать Homo-techno Sapiens — техно-человек разумный.

    Можно ли такой процесс назвать эволюцией человеческой природы? Скорее всего, нет. Здесь мы имеем дело с эволюцией техники, которая внедряется в человеческий организм и подчиняет его себе. Такая линия развития цивилизации, по мнению некоторых философов, очень опасна для человека как существа духовного. Она ущемляет его духовную сущность и делает из человека одну из машин в мире, наполненном машинами.

    Наиболее радикальных взглядов на проблему дальнейшей эволюции человека придерживаются сторонники эволюционно-космической линии совершенствования жизни и разума. Она охватывает философские, научные и некоторые нетрадиционные религиозные учения (теософия, Живая Этика, русский космизм, мистическое христианство, суфизм, буддизм, йога и др.). Главная идея здесь выглядит так — человек включен в процесс постоянной космической эволюции. Существующий человеческий вид (Homo Sapiens) не является совершенным и эволюционно законченным. Он неизбежно должен изменяться, преображаясь в другие, более совершенные — духовные виды разумной жизни.

    Что же имеется в виду под подобным преображением и духовными видами жизни? Русский философ Николай Федоров утверждал, что техника есть временная, побочная ветвь развития цивилизации. Силы человека должны быть направлены в другую сторону — к улучшению и преображению самого себя. Преодоление животных наклонностей и духовное совершенствование, полагал христианский космист Владимир Соловьев, делает человека «богоравным-» — таким, каким был Иисус Христос, соединивший в себе человеческую и божественную природу. Другой русский космист — Александр -Сухово-Кобылин писал, что одухотворение позволит человеку избавиться от слабого физического тела, на смену которому придет эфирный организм, способный к космическим полетам без всяких технических аппаратов.

    В учениях русских философов-космистов проявилась древняя эзотерическая идея о духовно-космической эволюции человека, в результате которой разумное человеческое животное преображается в одухотворенное космическое существо, не нуждающееся в био-погическом (животном) организме. Предполагается, что использо-иание собственной психической энергии и нового организма из пластичной астральной субстанции позволит человеку отказаться от экологически опасной техники, избавиться от физических бо-иезней, начать широкомасштабное освоение внешнего физического и внутреннего (психического) космоса.

    Проблема смысла жизни человека

    Вопросы о том, зачем он существует, в чем смысл и назначение его жизни, всегда волновали и будут волновать человека. Иногда говорят, что биться над разрешением этих вопросов бессмысленно и даже вредно. Ведь животные живут и не задумываются над смыслом своей жизни. Но человек — не животное. Его дух, его разум не могут существовать бессмысленно. Приходит время, когда такая жизнь становится для человека невыносимой. Зачем нужно учиться, работать, бороться, страдать, совершенствоваться? Психологи установили удивительный факт — потеря цели и смысла жизни приводит человека к моральной, психологической и физической депрессии и даже деградации. Так, например, известно, что заключенные фашистских концлагерей, терявшие ощущение смысла своей жизни, быстрее погибали от болезней и истощения.

    Проблема смысла жизни человека имеет два аспекта — субъективный и объективный. Что такое субъективный смысл жизни ? Это смысл, который связан с самим конкретным человеком, с его устремлениями и желаниями. Это то, что он хочет от жизни. Например, любящая мать может видеть смысл своей жизни в воспитании ребенка. Заядлый коллекционер — в сохранении и пополнении своей коллекции. Верующий человек — в служении Богу. Альтруист — в служении людям. Эгоист — в служении самому себе. Очевидно, что субъективных смыслов жизни может быть очень-очень много. Однако большинство философов полагало, что есть один всеобщий смысл жизни, который существует изначально независимо от знания-незнания, желания-нежелания человека. Он предзадан самим мирозданием, самим космическим бытием и является объективным смыслом жизни.

    Разумеется, философию интересует прежде всего объективный смысл жизни . Как и в других вопросах, мнения философов здесь расходились. Однако главных, наиболее распространенных ответов было немного.

    Философы-материалисты видели смысл жизни в получении наслаждений (чарвака, эпикурейцы) или в совершенствовании общества и своей сущности (марксизм).

    Философы-идеалисты считали смыслом жизни спасение от постоянных перерождений в земном мире — мире постоянных страданий, достижение высших духовных миров и бессмертия (веданта, йога, буддизм и др.); познание Бога и достижение вечной жизни души с Богом в божественном мире (христианство, ислам и др.).

    Последователи теософии и других философских течений, близких эзотерической традиции познания, цель и смысл жизни видели в познании бытия, духовном самосовершенствовании, преображении в высшее духовное существо, достижении бессмертия и жизни в высших духовных мирах, служении эволюции жизни в космосе.

    Несмотря на то, что человек по сути своей есть телесно-материальная система, и в его жизни, безусловно, присутствуют , поведение людей и животных различается принципиально. Обладая сознанием и , человек ведет себя соответственно созданной людей системе ценностей. Его биологические инстинкты регулируются законами, возникшими под влиянием все того же человеческого сообщества, тогда как поведение животных инстинктивно- биологическое и обусловлено системой рефлексов. Не будет преувеличением сказать, что «телесный» аспект так же важен для человека, как и духовный. И наивысшей ценностью для него является здоровье. Как писал А. Шопенгауэр "девять десятых нашего счастья основаны на здоровье…даже субъективные блага: качества ума, души, темперамента - при болезненном состоянии ослабевают и замирают...». Тем не менее, весьма многочисленными являются торжества духа над физическими немощами. И самые известные – творчество великих: смертельно больного Грига и потерявшего слух Бетховена, труды философа и мыслителя Канта, тяжело больного Ницше и т.д. Природные данные, однако, очень важны для человека. Они во многом определяют возможности интеллектуального развития и отношение к творческой деятельности. Несмотря на все сказанное выше, сущность человека едина и неделима. И главным ее качеством является свобода воли, позволяющая ему самому выбирать свою судьбу. Человек способен преодолеть жизненные обстоятельства, мешающие реализации его собственной жизненной программы. Властвуя над обстоятельствами, он становится действительно свободным. Абсолютной свободы, однако, нет и быть не может. Тем не менее, индивид может чувствовать себя свободным даже в чрезвычайно стесненных обстоятельствах. В этом его сила. Извечная проблема и трагедия – поиск смысла жизни. Человек смертен и умирая, прекращается свое существование не только биологическая оболочка, но и личность в целом. Ценность жизни особенно ярко осознается на фоне смерти. Именно смертностью человека можно объяснить притягательность религии, которая дает надежду праведным душам. Человек понимает, что нарушив законы нравственности, он обречет себя на вечные муки. Однако земные страдания ради блаженства после смерти принижают ценность жизни. Тема смерти – неиссякаемый источник вдохновения в творчестве, помогающий, к тому же относиться к жизни мудрее. Ценность каждой человеческой жизни заключается в ее неповторимости и уникальности. А трагизм – в конечности, смертности. Человек ищет смысл жизни, осознавая конечность своего бытия. Может ли он судить о бесконечном мире конечными средствами? Возможно, все попытки человечества объяснить и изменить мир – ошибочны в основе своей. И по сей день для человека самым интересным объектом исследования является он сам. «Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой, - и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою». (Ф.М. Достоевский. Полное собр. соч. Т. 26).

    Смысл жизни - это осознаваемая ценность, которой человек подчиняет свою жизнь, ради чего ставит и стремится осуществить жизненные цели.

    Смысл жизни - элемент уникальной духовной жизни индивида, то, что он формирует себя сам независимо от господствующих в обществе систем общественных ценностей. Каждый индивид открывает его в собственных размышлениях и, опираясь на собственный опыт, выстраивает свою иерархию ценностей. Вместе с тем смысл жизни существует и как феномен сознания человеческого рода.

    Абстрактно-всеобщий смысла жизни человека сохранила религиозная философия. Она связывает смысл человеческой жизни с созерцанием и воплощением божественного начала в человеке, стремлением к сверхчеловеческой святыне, приобщением к истине и высшему благу.

    Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

    Философские направления ХХ века выдвигают проблему ценностей на первый план. Важно, что во всех современных философских направлениях ценность понимается одинаково, по крайней мере, в одном отношении.

    Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым.

    Теории ценностей являются теориями о смысле жизни: великие философы, такие как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза и многие другие обладали четкими представлениями, какая жизнь лучше всего, а, следовательно, и более всего осмыслена.

    Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.

    В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа.

    9. Свобода человека как философская проблема. Проблема детерминизма и свободы воли.

    Проблема человеческой свободы - это одна из основных, если не самая основная, проблема философии, определяющая в значительной степени специфику философской мысли вообще, ее место в системе духовной культуры, ее трудности и коллизии.

    Свобода человека определяется наличием объективных и субъективных предпосылок.

    Свободный поступок возможен только при наличии двух типов предпосылок. Первое - это объективное наличие нескольких степеней свободы, второе - субъективные основания выбора. Человек должен уметь выбирать; объективные обстоятельства должны это разрешать. Энгельс писал, что свобода воли означает «не что иное, как способность принимать решения со знанием дела». Термин «знание дела» как раз и фиксирует субъективные предпосылки свободы. Они включают в себя, по крайней мере, две составляющие: во-первых, это знание обстоятельств или закономерностей, которые допускают тот или иной выбор, во-вторых, ценностные установки, без которых этот выбор невозможен как сознательная акция.

    Детерминизм – учение о всеобщих закономерностях взаимосвязей всего существующего.

    Согласно детерминизму, реальные природные, общ. и психологические явления и процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Объяснить явление - найти его причину. Причина – это явление, которое порождает другое явление. Причинные связи: прямые, опосредованные, отражение, взаимодействие, информационность, вероятностная причинность.

    Соврем. детерминизм. Признаёт не только причинный, однознач.хар-р взаимод-я, но и вероят. хар-р связей, функцион., целевые, симметрич., зависимости. Причинно-следств.связь- как основная форма детерминации- двусторонний процесс, с обратной связью. Необходимость и случайность – выраж.хар-р детерминации всего сущего. Необх-ть – опр-ся внутр.взаимосвязями, вытекает из сущности исследуемого процесса, то, что обязат.произойдёт. Случайность – не опр-ся внутр.взаимосвязями, может произойти, а может и нет.

    Античность: свобода как возмож-ть и госуд.деят-ть на основах разума, морали, законов красоты вопреки слепому року. Христиан.фил-я: чел-к наделён в некот.мире свободой. Просвещение: свобода-проявление естеств.законов в соотв.со знанием их. Немец.классич.фил-я: свобода-осознан.необх-ть. 20-21вв.: свобода-сущность чел-ка, его родовая хар-ка(онтолог.подход): возмож-ть познания и осознания собств.деят-ти(гносеолог.подход); возмож-ть властвов-я и управления др.людьми и обстоят-ми(этико-псих.подход); возмож-ть изм-я своего места в системе социума(социолог.подход).

    Свобода – хар-ка деят-ти, не обусловл.по отнош.к субъекту деят.причинами, соверш.в условиях: огранич.незнания; выбора; отсутствия власт. давления; по собств.желанию; для самореализации. Свобода как способность быть личностью чел-ком и остав.причиной самого себя, как самоовладение, самостояние, самодостаточ., самоуправление, самодетерминации.

    1) Человек как философская проблема. Природа и сущность человека

    Для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

    Протагор : человек - мера всех вещей.

    Частные проявления человека изучает биология, медицина, психология, социология и др. Философия стремилась к постижению его целостности, пыталась выработать собственные средства познания человека с их помощью выявить его место в мире.

    Сократ : познай самого себя.

    Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире, его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, какого в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности.

    В античной философии человек рассматривался как микрокосм, в своих человеческих проявлениях, подчиненный высшему началу - судьбе.

    В системе христианского мировоззрения человек, - в котором изначально неразрывно и противоречивый связаны 2 начала: душа и тело, а также человек и Бог.

    Фома Аквинский : рассматривает человека, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человека - арена низменных страстей и желаний.

    Философия Нового времени видела в человеке, прежде всего его духовную сущность. Следовательно, наблюдения над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине человеческих помыслов и деяний.

    Философия 19-20 века . Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривается в различных теориях, но целостного учения о человеке еще не было. Проявления человеческой сущности крайне многообразны - это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение.

    три подхода :

    1) субъективистский (человек — это прежде всего его внутренний, субъективный мир);

    *экзистенциалсты

    2) объективистский (человек — продукт и носитель внешних, объективных условий его существования);

    3) синтезирующий (человек — единство внутренней субъективности и внешней объективности).

    * Сущность человека, по Э. Фромму, — в противоречии между двумя конфликтующими в нем самом мирами: животным (природным) и духовным, телом и душой, ангелом и зверем.

    Последователи этих подходов либо разделяют понятия «природа» и «сущность» человека, либо — нет. В первом случае под природой человека понимается своеобразие, специфика человека как живого существа, а под сущностью — его определяющее, ведущее, интегрирующее основание.


    2. Человек как предмет философии

    Многие мыслители прошлого и настоящего отмечали, что человек есть микрокосмос.

    Зарождение познания человека осуществилось в Древнегреческой культуре, затем и ее наследнице – древнеримской. «Человек и есть в первую очередь ум», - утверждал Аристотель. По Аристотелю: «Человек – это социальное существо или политическое животное». Сократ первым назвал человека в качестве основной проблемы философии: «Познай себя». Его ученик Платон: «Человек – это двуногое существо без перьев» (на что Сократ ощипал петуха и бросил его Платону со словами: «Получай своего человека!»). Софист Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

    В эпоху Возрождения (Х IV -Х VI вв.) с ее глубоким интересом к культурному наследию античности человеческая личность, её свобода рассматривались как высшие ценности. Человек свободен, обладает достоинством, спо собностью к творческому развитию; его знания - соци альная сила . Философы эпохи Возрожден ия видели суть человека в том, что он - "прекрасный Ч природы" (Данте), "величайшее орудие природы" (Леона рдо да Винчи).

    В XVII веке Рене Декарт: «Человек – это мыслящая вещь». Его последователь Паскаль: «Человек – это мыслящий тростник».

    В философии эпохи Просвещения (в середине XVIII века) было два подхода:

    • естественнонаучный (Дидро). Дидро: «Человек – это высшая ценность, центр вселенной».
    • с позиции социума или общества (Гельвеций, Франклин, Гольбах). Гельвеций: «Человек личностью не рождается, а становится тем, кто он есть в результате воспитания»,

    Выдающиеся представители классической немецкой философии И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель настаивали на том, что не природно- чувственные отношения составляют сущность человека в обществе. Кант: «Вопрос о том, «что сеть человек» - основной вопрос философии. Человек – это существо отличное от вещей и животных, это индивид особого рода, это существо, предназначенное для общества, хотя и не всегда общительное». Кант выделял 3 уровня анализа сущности человека:

    ü лингвистический (что я могу знать?);

    вообще со сверхъестественным. Они указывали, что все цели и смысл человеческого существования заключаются в самом человеке. Подлинное назначение человека в мышлении и его прогрессе, утверждал Фихте.

    Таким образом, философы всегда пытались и пытаются определить специфику человека и чаще всего видели ее в разуме: "рациональное существо" или "разумное животное" - наиболее! классические определения человека. Иногда подчеркивались иные аспекты, например "быть политическим животным" или "быть творцом истории", "обладать языком", "быть способным к религиозному отношению к миру".

    В самом начале XXI столетия резко и достаточно неожиданно обострился интерес к такой теме, как природа человека. И непосредственная причина сегодняшнего обращения к вопросу о природе человека - это перспективы, таких воздействий на человека, которые способны вызвать в нем глубокие и радикальные изменения.

    © 2024 Тайны непознанного